Пасхальная печаль беженцев

Сегодня, в Красную пятницу, в Грузии традиционно красят пасхальные яйца и пекут куличи. К празднику готовятся и в поселениях беженцев, и в селах, расположенных вдоль разделительной линии конфликтного региона Шида Картли. Некоторые местные жители в пасхальные дни стараются посетить могилы родственников, которые остались на неконтролируемых грузинскими властями территориях.

За десять лет беженской жизни Нана Чкареули так и не научилась наполняться той пасхальной радостью, которую она испытывала дома, в Ахалгори. Здесь, в поселке беженцев в Церовани, вовсю идет подготовка к Пасхе. В Красную пятницу во всех семьях красят пасхальные яйца, пекут куличи.

«Несмотря на то, что и здесь мы все вместе и эти традиции никуда не делись, все равно той праздничной радости не хватает. Там все было по-другому, шла совсем другая подготовка к празднику. В Ахалгори приезжало много людей, гостили у нас – это на самом деле был праздник».

У Наны нет специального пропуска, с которым можно попасть в Ахалгори. Потому и в этом году она не сможет прийти на могилу отца.

«Я благодарна Господу, что здесь (в Церовани) в моей семье не появилось могил. Но испытываю такую растерянность на второй день Пасхи – когда другие спешат на кладбища, а я не знаю, что мне делать, как отметить этот день».

За эти годы кладбище появилось и в поселке беженцев Церовани

По словам Наны, не легче и тем ахалгорцам, которые могут попасть в родные места и на могилы близких в эти дни, поскольку за эти годы они успели похоронить своих родственников уже здесь, в Церовани.

На кладбищах у поселений компактно проживающих беженцев можно встретить могильные плиты, на которых нанесены изображения тех мест и церквей, где жил умерший.

На могильной плите беженки из Авневи, похороненной в Новом Самгори, изображена церковь Богородицы Авневи. Апрель, 2018 г.

Пасхальные дни эмоционально тяжелы и для жителей сел у разделительной линии, отмечает местный корреспондент грузинской службы Радио Свобода Гога Апциаури. В регионе очень чтят традицию – в понедельник после Пасхи здесь приходят на могилы родственников, несут пасхальные яйца, куличи и другие праздничные блюда, обязательно нужно поднять стакан вина за усопших, а потом окропить могилы.

По словам Гоги Апциаури, все эти десять лет грузинская сторона на встречах в рамках механизмов по предотвращению инцидентов и реагированию на них в Эргнети поднимает вопрос о допуске местного населения к могилам, которые остались за разделительной линей.

«Но российская сторона всегда заявляет, что не может гарантировать безопасность этих людей и отказывается пропускать местное население на могилы родственников, которые остались на оккупированных территориях. В такие дни вероятность числа задержаний за нарушения так называемой границы возрастает. Некоторые не удерживаются и, вопреки запрету, пытаются пройти к могилам родственников. В последние годы в пасхальные дни находящиеся в конфликтной зоне полицейские отряды МВД располагаются вдоль таких участков, наблюдение ведется и с той стороны, тем самым происходит предотвращение таких инцидентов».

Кладбище одного из грузинских сел в регионе Шида Картли у разделительной линии

23 апреля двое жителей села Никози были задержаны российскими пограничниками за попытку посетить могилы своих родственников. Они были переведены в цхинвальский изолятор.

По данным СГБ Грузии, с января 2019 года было задержано 32 гражданина Грузии. Это почти вдвое больше, чем в прошлом году – с января по апрель 2018 года было задержано 19 человек. Всего за 2018 год российскими пограничниками было задержано сто граждан Грузии. После уплаты штрафа все они были освобождены.