Новый год грузинского торговца

Работники вещевых рынков обращаются к властям Грузии с требованием разрешить работу их объектов. С завтрашнего дня по всей стране снимается ряд ограничений, что позволит торговым центрам приступить к работе. Но послабления не коснутся многофункциональных рынков, что торгующие на них считают незаконным решением.

Продажу одежды в магазинчике открытого типа на территории рынка Лило Хатуна Бахтиарова называет небольшим семейным бизнесом. Семья немаленькая: Хатуна с мужем, их сын с невесткой и двое внуков – впрочем, заработка всегда хватало на содержание шести человек, отмечает она. Занимается семья этим бизнесом не первый год, но, возможно, последний, говорит Хатуна. Ее магазинчик, как и сотни ему подобных, попали под ограничения, принятые с целью сдержать распространение коронавируса. Большинство торговцев с пониманием отнеслись к этим решениям, но все же ждали приближения конца декабря и были уверены в том, что перед Новым годом власти разрешат продавцам вернуться к работе хоть на неделю. Но, как оказалось, напрасно:

Читайте также Новый год для покупателя и для вируса

«Было бы хорошо, если бы рынок открылся. Мы сидим с семьей дома, если этого не произойдет, я даже не знаю, что будем есть, денег ни на что нет. Пусть откроют хоть на одну неделю, мы постараемся продать все по минимальным ценам. У нас нет никакого другого источника заработка, как нам выжить? Если будут проводиться акции протеста, я тоже пойду на них», – говорит Хатуна Бахтиарова.

Your browser doesn’t support HTML5

Новый год грузинского торговца

Сегодня уже прошло несколько таких акций, одну из которых организовали торговцы многофункционального рынка Лило. Большинство из них просто не понимают, почему власти сочли сельскохозяйственные рынки и торговые центры более безопасными, и требуют снять ограничения. Одна из участниц акции в интервью телекомпании «Мтавари» заявила:

«Мы считаем незаконным решение, что открываются только торговые центры. Магазины там находятся в закрытом пространстве и наверняка вирус в таких объектах будет распространяться намного быстрее. Наш рынок находится на большой открытой территории, да и людей не так много приходит. Мы тоже хотим жить, кормить своих детей. Очень много людей зависят от того, откроются рынки или нет, многие содержат на этот заработок и свои семьи, и семьи близких людей. Мы хоть за одну неделю должны заработать столько, чтобы могли продолжить существование. Ведь в январе-феврале все так же будет закрыто, бизнес будет мертв, это знают все».

Другая участница акции сказала:

«Конечно, я предпочитаю жить и быть здоровой, и пусть у меня на новогоднем столе будет не поросенок, а курица. Но раз уж все открывается, пусть дадут возможность работать и нам, поскольку это несправедливо. Кроме всего прочего, мы должны оплачивать аренду площадей, платить за охрану нашего товара. В общем, (власти) приняли очень плохое решение».

Определенная логика в решениях Координационного совета есть, более того, принимаются они в основном по рекомендациям ВОЗ, говорит эксперт по вопросам здравоохранения Марина Берадзе. За безопасность людей в торговых центрах отвечают их владельцы, что не представляется возможным на территориях многофункциональных рынков, где расположены сотни магазинчиков. Ну, а аграрные рынки торгуют продуктами первой необходимости и это вынужденный риск, поясняет Марина Берадзе. Правда, эксперт не понимает, почему власти не утруждают себя объяснениями с пострадавшими от ограничений людьми:

«До сегодняшнего дня было достаточно времени, чтобы просчитать все шаги, объяснить людям, откроются объекты или нет. Именно этот фактор становится причиной недоверия и подозрений, которые усиливаются, когда людям говорят, что открывают все объекты, кроме их. С утра до вечера нам подают статистику, но люди уже даже не интересуются этими цифрами. Конечно, хорошо, что у нас есть эта информация, но нам она ничего не говорит. Нам нужна информация, которая точно объяснит, в чем цель того или иного ограничения. В общем, информационная кампания должна так же четко продумываться и планироваться, как и эпидемиологический надзор».

Тем временем, пока торговцы рынков, которых не коснулись послабления, пытаются разобраться в логике решений, принятых властями, анонсируют масштабные акции. Завтра, когда по всей Грузии откроются торговые центры, продавцы многофункциональных рынков планируют выйти на улицы со своими требованиями.