Тамара Меаракишвили: «Буду жить как раньше»

Тамара Меаракишвили

Уголовное преследование в отношении гражданской активистки Тамары Меаракишвили прекращено. Цхинвальская городская прокуратура закрыла дело, возбужденное против нее 16 августа 2017 года, в связи с отсутствием признаков преступления.

Сегодня утром Тамара Меаракишвили получила постановление Цхинвальской городской прокуратуры о прекращении уголовного дела, возбужденного против нее 16 августа 2017 года.

Читайте также Дело Меаракишвили: завтра снова на допрос

«В силу статьи 24 УПК наряду с иными основаниями уголовное дело не может быть возбуждено, а возбужденное уголовное дело подлежит прекращению в связи с отсутствием в деянии состава преступления», – говорится в постановлении.

Оно датировано 30 ноября, говорит Тамара Меаракишвили:

«Получила постановление заказным письмом сегодня утром. Документ на пяти страницах. В конце написано самое главное – дело прекращено в связи с отсутствием в моих действиях состава преступления. В постановлении также указано, что я имею право на возмещение вреда, связанного с уголовным преследованием.

И какие теперь планы?

– Обязательно банкет в Цхинвале (смеется). Или это не считается планом? Буду жить так, как я жила раньше».

Your browser doesn’t support HTML5

Тамара Меаракишвили: «Буду жить, как раньше»

16 августа 2017 года прокуратура Ленингорского района возбудила против Меаракишвили уголовное дело по обвинению в клевете на партию власти «Единая Осетия» и незаконном приобретении югоосетинского гражданства на основании поддельного документа. Тамаре инкриминировали, что она приобрела югоосетинское гражданство, сохранив при этом грузинское. С 4 сентября 2018 года она находилась под судом. С тех пор прошло четыре процесса, и все их Тамара выиграла.

Читайте также Суд признал дело против Меаракишвили несостоятельным

Обвинения в клевете коллегия Верховного суда признала несостоятельными. Дело о незаконном получении паспорта тоже развалилось, но прокуратура искусственно затягивала процесс – опротестовывала судебные решения, предпринимала новые расследования. Меаракишвили предлагали закрыть дело по нереабилитирующим основаниям – по истечении срока давности якобы совершенных ею преступлений. Гражданская активистка отказалась от предложенного компромисса: свобода передвижения после четырех лет домашнего ареста в обмен на признание прокурорской правоты и отказ от претензий за незаконное преследование.

Наконец, 18 ноября Цхинвальская городская прокуратура вынесла постановление о прекращении уголовного дела в связи с отсутствием в ее действиях состава преступления. Но при этом, как указывалось в постановлении, Тамара получила паспорт обманным путем, ее необходимо лишить гражданства Южной Осетии. Этот вывод явно противоречил норме конституционного закона «О гражданстве»: «Гражданин Республики Южная Осетия не может быть лишен гражданства Республики Южная Осетия или права изменить его».

Читайте также Паспорт как цена прекращения уголовного дела

Тогда гражданская активистка назвала решение прокуратуры «половинчатым». Теперь, говорит Меаракишвили, все противоречия устранены:

«Конечно, я благодарна и.о. генпрокурора Сергею Битиеву. Мы с ним общались, и было видно, что он понимает абсурдность уголовного преследования, что это дело ему явно не по душе. Наверное, я не совру, если скажу, что он мне сочувствовал. Но вместе с тем я понимаю, что решение по таким делам, как мое, принимает политическое руководство республики. Это факт. Я в этом убеждалась много раз, когда, например, президент Бибилов лично говорил мне, что преследование беспочвенное, и даже предлагал мне закрыть дело при условии, что я не стану праздновать победу в Facebook и что я изменюсь. В обмен на лояльность мне предлагали хорошую должность у нас в районе. В какой-то момент я смирилась, что это будет бесконечное дело как нагрузка к моей гражданской позиции. Как мне казалось, у нынешних властей тоже не было особых причин для снисхождения – я успела и им нервы потрепать, и, честно говоря, меняться не собираюсь. Но к чести Гаглоева и тех людей, кому он, возможно, поручил курировать мое дело, все-таки они решили прекратить преследование и даже указали в постановлении, что я имею право на реабилитацию. Это характеризует их как приличных людей».

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия

Подписывайтесь на нас в соцсетях