Президент Молдовы Майя Санду, выступая на Парламентской ассамблее Совета Европы, заявила, что Россия «вернула Грузию на свою орбиту», используя страх войны как инструмент политического влияния:
«С гордостью заявляю, что Молдова смогла противостоять этой двухлетней атаке благодаря усилиям всего общества. Наши граждане доказали свою приверженность миру, Европе и демократии. Но с сожалением смотрю на Грузию, которую, несмотря на мужество грузинского народа, который продолжает отстаивать демократические ценности, европейские устремления и право самостоятельно определять своё будущее, Россия вернула на свою орбиту, используя страх войны как инструмент и посылая сигнал о том, что неправильный выбор обойдётся ценой мира».
Тема влияния России на соседние страны обсуждается и в докладе Военной разведки Финляндии «Обзор военной разведки 2026». В документе говорится о снижении влияния России на Южном Кавказе и одновременно отмечается политическое сближение Москвы и Тбилиси. Согласно документу, главная цель России – усиление своего глобального влияния, осталась неизменной. Её режим рассматривает западную либеральную демократию как угрозу и стремится ослабить Запад посредством войны на Украине, других конфликтов и использования враждебного гибридного влияния в качестве инструментов, говорится в документе.
Читайте также Экспорт картофеля из Грузии в Россию вырос в шесть раз«Россия остаётся значимым актором на Южном Кавказе, хотя её влияние сократилось. Она утратила позицию внешнего регулятора конфликта между Арменией и Азербайджаном, а отношения обеих стран с Россией ослабли. В то же время Грузия политически сблизилась с Россией», - читаем в документе.
Отдельно в докладе упоминается Молдова: несмотря на победу проевропейских сил на парламентских выборах осенью 2025 года, Россия продолжает попытки усилить своё политическое влияние в стране, используя гибридные методы и замороженный конфликт в Приднестровье, говорится в обзоре.
В финской разведке отмечают, что основное внимание России сосредоточено на постсоветском пространстве, прежде всего на войне в Украине, однако это не мешает Москве сохранять политическое присутствие в отдельных странах региона.