В Южной Осетии экспертное сообщество обсуждает причины отставки правительства, которые так и не были объявлены президентом. Спикеры не находят другого объяснения, кроме как желания оттеснить от бюджета навязанного бывшими кураторами премьера Джуссоева в пользу окружения президента. Тот факт, что Алан Гаглоев вступил в последний год своей каденции, только обостряет конкуренцию за контроль над ресурсами – окно возможностей скоро закроется.
20 января югоосетинский президент подписал указ об отставке правительства. В тот же день по местному ГТРК был показан репортаж о встрече Алана Гаглоева с Кабмином, в ходе которой он так прокомментировал свое решение;
«… Чтобы вы знали, этот вопрос мы с Константином Хасановичем несколько раз обсуждали, в том числе до нового года. Считаю, что это обычная ситуация – кадровые изменения всегда были и будут».
Президент пообещал, что новая кандидатура на пост председателя правительства будет представлена парламенту в ближайшее время, а до тех пор его обязанности возложены на вице-премьера Дзамболата Тадтаева.
Читайте также Гаглоев отправил югоосетинское правительство в отставкуПиар-служба постаралась обставить отставку как дружеское расставание соратников – с взаимными пожеланиями успехов и т.п. Информагентство «Рес» подчеркнуло, что премьер сам принял решение об уходе с поста: «Глава государства освободил премьер-министра Константина Джуссоева от должности председателя правительства согласно его заявлению». Президент такого не говорил. Он вообще не назвал причин отставки. Хотя, наверное, если бы инициатором был сам премьер, президент не преминул бы об этом упомянуть, чтобы не давать почву для ненужных слухов.
Экспертное сообщество приучено к тому, что официальная пресса — это не то место, где нужно искать причины. В итоге активного обсуждения возникло три версии отставки югоосетинского правительства.
Для местных журналистов заявление президента об отставке кабмина оказалась неожиданным. По их словам, этого ничто не предвещало…
Вполне ожидаемо Алан Эдуардович затянул с новогодними праздниками. Со слов сотрудников дома правительства, он вышел на работу лишь 19 января. Все указывало на то, что президент будет возвращаться в рабочее русло не спеша, без резких движений.
Но случилось так, что первый рабочий день он начал с отставки Кабмина. Это тем более странно, что большая часть итоговой пресс-конференции Алана Гаглоева была посвящена достижениям правительства в самых разных областях. То есть перед новогодними каникулами он хвалил кабинет министров, а в первый рабочий день после праздников отправил в отставку. Как такое возможно?
Не иначе, предположили наблюдатели, Константин Джуссоев решил уйти со службы, а отставка премьера автоматически означает роспуск Кабмина. Многие вспомнили прошлогодние слухи, которые пошли через пару месяцев после смены кураторов, будто премьер Джуссоев и сам собирался в отставку.
Это была первая версия, возникшая по горячим следам. Приведем ее со слов одного из югоосетинских спикеров:
«Константин понимает, что у президента нет шансов переизбраться на второй срок. У Алана Гаглоева не случился контакт с Сергеем Кириенко, в Москве для него все двери закрыты и в оставшийся год до выборов вряд ли что-то изменится.
Уровень популярности Гаглоева в республике таков, что у него, как выразился один из моих знакомых, на выборах может выиграть даже калькулятор. Впереди предвыборная свара, война компроматов… Для премьера самое время закрывать позиции, как на бирже, фиксировать прибыль и сваливать из республики».
Читайте также «Пилите, Шура, она золотая!» Южная Осетия в ожидании новой инвестпрограммыВ самом деле, за время президентства Гаглоева ни один из 16 пунктов программы соцэкономразвития на 2022-2025 годы не получил российского финансирования. Три-четыре проекта (предприятие по переработке камня, консервный завод и т.д.), на которые российские банки выделили средства, никакого отношения к этой программе не имели. Названия у них похожи, но проекты-тезки финансировались не в рамках программы, а в результате личных договоренностей Джуссоева с российскими банкирами. Соответственно, и осваивали кредиты его же компании, а не те, что указаны в документе.
Программа социально-экономического развития на 2026–2030 годы предусматривает финансирование в 10 миллиардов рублей (по два миллиарда в год), но эта история скорее про аппетиты югоосетинского руководства, чем про готовность российского правительства бросать деньги на ветер. Пока все указывает на то, что Москва настроена реализовывать в республике проекты развития автономно, без участия республиканского руководства.
25 июня министр образования Аслан Лолаев объявил о решении федеральной сети детских технопарков «Кванториум» открыть центр в Цхинвале. Как было заявлено, в центре «дети смогут заниматься робототехникой, VR-разработками, 3D-моделированием, программированием, а также работать с высокоточными станками и осваивать другие востребованные направления».
В конце сентября прошлого года в республику зашел российский президентский фонд культурных инициатив. В декабре он принял заявки от тринадцати соискателей на гранты. Известно, что один из конкурсантов - арт-пространство «Южный портал», уже получило финансирование. Но это инициативы, которые были задуманы и реализованы без участия местных властей. Как выразился один из спикеров, «партнеры как будто не хотят, чтобы позитивные перемены ассоциировались с местными деятелями».
Отсюда и экспертная версия про премьерское «пора валить», но продержалась она менее суток после заявления о роспуске правительства.
Теперь ее место заняла другая, но тоже с историей, которая тянется с прошлого года. По этой версии, за время праздников президента убедили, что парламент не примет ежегодный отчет правительства и вынесет ему вотум недоверия. Как утверждают инсайдеры, признать работу Кабмина неудовлетворительной и поставить на голосование вопрос о недоверии намеревалась не только оппозиционная «Единая Осетия», но и депутаты от президентской «Ныхас». По словам источников, «ныхасовцы» и прочие лояльные президенту депутаты заранее предупредили администрацию о том, что отчет правительства принят не будет и посоветовали до этого не доводить. Отставка Кабмина по решению президента лучше, чем из-за вотума недоверия.
Принципиальная позиция депутатов от «Ныхас» нуждается в некоторых пояснениях. Они недовольны не столько правительством, сколько премьер-министром Константном Джуссоевым, который подмял все деньги под себя и за годы своего премьерства ничего им не давал. Выходит, возмущение скупостью премьера настолько велико, что депутаты готовы были причинить урон своему политическому лидеру? Они не могли не понимать: вотум недоверия правительству, инициированный и принятый в пику президенту, означает политические похороны Алана Гаглоева как руководителя республики и в глазах Москвы, и в глазах югоосетинских избирателей.
И времени, чтобы «воскреснуть» у Алана Эдуардовича не остается, 2026 - предвыборный год. В этой ситуации президенту ничего не оставалось, кроме как отправить правительство в отставку.
Спикеры убеждены, что депутатов из президентской фракции можно было бы отговорить, но их, наоборот, организовывали, чтобы поднять волну против Джуссоева. В качестве наиболее вероятного организатора они называют главу администрации президента Алана Алборова. Больше некому. Чтобы провернуть такую комбинацию необходимо было организовать «сигналы от возмущенных депутатов». Для этого предложения должны исходить от деятеля влиятельного настолько, чтобы ему поверили: ничего плохого депутатам за это не будет, зато, если дело выгорит, новый премьер их отблагодарит.
Алан Алборов
Вторая часть комбинации заключается в том, чтобы убедить президента, будто нет иного выхода, кроме отставки правительства. Иными словами, нужно пользоваться доверием вождя и иметь доступ к телу в праздничные выходные. Такое дело за одну аудиенцию не провернуть...
Впрочем, спикеры не исключают, что «заговорщиков» могло быть несколько.
О желании Алана Алборова стать председателем правительства в Цхинвале говорили еще в его бытность спикером парламента, незадолго до истечения срока депутатских полномочий. Как бы в подтверждение этого Алборов отказался от участия в парламентских выборах 2024 года - вместо него первым номером от «Ныхас» пошел глава администрации президента Алан Маргиев, ныне председатель парламента.
После выборов должность главы администрации оставалась вакантной около месяца. Очевидно, это время, в течение которого шел торг за кресло премьера. Смещение Константина Джуссоева не одобрила Москва. У него тогда были крепкие позиции в кураторском коллективе в то время, как за Алборовым целый шлейф криминальных скандалов – похищение человека, контрабанда оружия и табачных изделий.
Поэтому Алану Алборову пришлось довольствоваться креслом главы администрации. Но, как говорили тогда спикеры, плохо его знает тот, кто думает, что он отказался от своей цели.
Существует и третья версия, которая отличается от предыдущей лишь тем, что Алана Эдуардовича убеждать не пришлось - он сам давно хотел избавиться от премьера. Константин Джуссоев никогда не был в президентской команде своим - его навязали руководству республики предыдущие кураторы. Председатель правительства держался слишком независимо и слишком жадничал, что приводило в ярость многочленных соратников президента, полагавших, что они заслуживают права отхлебнуть из бюджетного источника.
По мнению спикеров, время для отставки было выбрано неслучайно. Расчет был на то, что штат управления АП по стратегическому партнерству и сотрудничеству будет укомплектован примерно через месяц, а до тех пор кураторский контроль ослаблен. Это окно возможностей, чтобы провернуть комбинацию с заменой премьера в течение суток.
По уверениям инсайдеров, незадолго до каникул Алан Алборов загадочным тоном обещал знакомым, что после Нового года они удивят население республики... Но явно все пошло не по плану. По утверждениям очевидцев, в течение получаса после публикации официального сообщения об отставке Кабмина в дом правительства, где расположен кабинет президента, уже заходил быстрым шагом посол РФ в РЮО Марат Кулахметов. С тех пор, то есть уже седьмой день, ни одного официального сообщения по поводу предстоящего формирования нового Кабмина. Затянувшуюся паузу заполняют публикациями про подведение итогов исполнения бюджета за 2025 год исполняющими обязанности министров.
Источники, понимающие как все устроено в руководстве республики, находят этому только одно объяснение – кто-то вмешался в их планы.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия
Мы не разглашаем имена авторов и респондентов этой публикации из-за угрозы уголовного преследования по закону о нежелательных организациях в России