Accessibility links

Грешники и судьи


Тенгиз Аблотия
Тенгиз Аблотия

В последнее время мне в соцсетях приходится много спорить с теми, кто считает, что Грузия переживает моральный упадок, что ее население потеряло нравственные ориентиры, что «грузины перестали быть похожими на самих себя», «предали традиции своих предков» и т.д.

Что ж, думаю, что пришло время ответить. На несколько минут оставим за скобками, действительно ли Грузия потеряла нравственные ориентиры, изменила священным традициям и погрязла в аморальности. Попытаемся найти ответы на вопросы: что случилось и почему?

Конечно, совершенно неоспоримо, что за прошедшие 25 лет Грузия изменилась до неузнаваемости. Сегодня мы живем в стране, где женщины не боятся уходить от своих мужей, где на улице можно встретить парней и девушек с лиловыми волосами, а по телевизору представители сексуальных меньшинств открыто обсуждают свои проблемы. И это лишь небольшая часть ментальных изменений, мелочь, которую я просто вспомнил, не напрягаясь, не отходя от кассы.

Для любителей традиционных ценностей – картина действительно апокалиптическая. И ответ на поставленный вопрос очевиден: это все западное влияние... Ответ, который не учитывает одно железобетонное обстоятельство: мы 200 лет провели в одном кооперативе с Россией, где все это было, но никак на Грузии не сказалось. Что же случилось после этого?

В настоящее время, когда люди говорят о традициях предков, морали, нравственности и прочих похвальных вещах, они имеют в виду то, что было в 70-80-е годы. Этот период в Грузии можно назвать временем всеобщего и тотального лицемерия, какого не знала мировая история. Именно тогда и родилось представление о том, что грузины – самая благородная нация в мире, Грузия – самое толерантное и гостеприимное место на карте мира, что все грузинские мужчины – рыцари и джентльмены, а все женщины – сплошные леди, наделенные всевозможными добродетелями.

Подкреплялось это представление тем, что, благодаря щедрым дарам Госплана, ни у кого из наших людей не было проблем с выживанием. Уровень жизни был либо высоким, либо очень высоким. Никто тогда не заморачивался по поводу того, что это процветание было абсолютно незаслуженным, что 99% продукции, которую выпускали хваленые грузинские предприятия, можно было смело отправлять на свалку прямо из производственного цеха.

Целый народ жил в некоем искусственном коконе, подогреваемом огромными незаслуженными деньгами. Естественно, в этой ситуации очень легко ощущать себя самыми-самыми – и умными, и красивыми, и благородными, и высокоморальными. Когда хлеб насущный перестает быть проблемой, – остается много времени на то, чтобы пускать пыль в глаза.

И вот СССР развалился, а вместе с ним – Госплан. Вместе с ним развалилась система, которая оплачивала этот безумный концерт. И вот когда хлеб насущный стал проблемой, а на показуху времени стало не хватать, – вдруг все показали себя в полной красе.

Наверное, мир не знал такого массового обвала всего и вся – вмиг, всего за несколько месяцев под обломками СССР оказалась погребена усиленно создаваемая в уютном коконе высокоморально-высоконравственно-рыцарско-джентльменская Грузия.

Всего нескольких месяцев хватило на то, что в стране не осталось ни одного незапачканного авторитета, не осталось ни одного человека, чье слово имело бы хоть какой-то вес. В погоне за легкими деньгами все то, что грузины лелеяли многие десятилетия, обратилось в прах. Те, кто больше всех говорил о родине, – оказались самыми продажными; те, кто громче всех кричал «ни пяди родной земли», – линию фронта не видели даже по телику; те, кто больше всех говорил о морали и нравственных ценностях, – оказались первыми шлюхами.

Не осталось ничего святого. Рухнуло все, без остатка. Вся грузинская советская этика оказалась под завалами, и тогда на ее фоне появилось новое веяние. Люди перестали тратить время на пускание пыли в глаза, потому что не осталось никого, чье мнение имеет значение.

В советское время в Грузии было распространено похищение девушек с целью женитьбы. При этом похищение совсем не ритуальное, а настоящее. Как правило, похищенные девушки домой не возвращались – «что соседи и родственники скажут?» В нынешней Грузии последнее похищение произошло году так в 98-м. Эта традиция умерла, не приходя в сознание. И знаете почему?

Девушки стали другими. Им плевать, что скажут соседи. «Кто они такие, чтобы что-то говорить? Пусть за своими грешками присмотрят и не лезут в чужие дела».

В результате обвала 90-х годов в Грузии сформировалось положение, которое можно сформулировать одним известным вопросом – «А судьи кто?»

Вот именно – судей не осталось. Судей – в широком смысле слова. Нет никаких фальшивых моральных авторитетов, показное благочестие работает только в церкви, нет носителей непреходящих ценностей. Если кто-то говорит о семейных традициях, то у него за спиной три брака, кинутые бизнес-партнеры, вечные интриги, сплетни, болтовня...

Уже в наше время, в 2005 году, четыре грузинские светские львицы сфотографировались во фривольных позах для местного журнала «Плейбой». Что тут началось! Упреки в аморальности, показушно-благочестивые лица со словами «Я бы этого никогда не сделала, меня по-другому воспитывали в семье»...

И все же четверка львиц этот телевизионный спор выиграла со счетом 10:0. Потому что их оппоненты были слишком уж смехотворны. Их упреки в «отсутствии приличий» звучали примерно как жалобы старой проститутки о том, что девушки в наше время слишком много курят.

«А судьи кто?» – ответило на этот спор грузинское общество и поняло: те, кто судьи, они еще хуже. Просто скрывают.

Что ж, именно результат этого обвала фальшивого благочестия мы наблюдаем сегодня в Грузии. И последнее. Стали ли грузины более аморальны или безнравственны, чем были раньше?

Думаю, что нет. Грузины, как и все остальные в этом мире, – конченые грешники. И всегда таковыми были. Нет, мы не стали хуже. Просто теперь мы больше ценим личную свободу и свой выбор, и нам в большей степени плевать на мнение окружающих.

Грузины такие же грешники, как все и всегда. Просто сейчас меньше скрывают. Оно и понятно. Судить некому. Ведь потенциальные судьи – еще большие грешники...

Мнения, высказанные в рубриках «Позиция» и «Блоги», передают взгляды авторов и не обязательно отражают позицию редакции

  • 16x9 Image

    Тенгиз Аблотия

    Родился в 1970 году, до 17 лет жил в Сухуми. С 1989 года учился на факультете журналистики в Тбилисском государственном университете.

    В 1990 году начал профессиональную деятельность в информационном агентстве «Ипринда». Впоследствии сотрудничал с «Радио России», Русской службой BBC, грузинским агентством бизнес-новостей GBC-news, телеканалом «ПИК», бизнес-радио «Коммерсант», и многими другими.

    Является блогером «Эхо Кавказа» с июня 2010 года.

XS
SM
MD
LG