Accessibility links

Дело Мухтарлы: борьба за инициативу


Дмитрий Мониава
Дмитрий Мониава

Власти Грузии начали контрнаступление в информационной войне, вспыхнувшей после того, как азербайджанский диссидент Афган Мухтарлы при неясных обстоятельствах исчез в центре Тбилиси и вскоре очутился в тюрьме у себя на родине.

Грузинское гражданское общество страшно в своем гневе, но после эмоционального цунами быстро успокаивается и переключается на другие темы. Оно, подобно спринтеру, может вложить все силы в один впечатляющий рывок, но испытывает трудности на средних и длинных дистанциях. Власти учли эту особенность национального характера и в первые дни действовали от обороны, защищая неправдоподобную и непопулярную версию, согласно которой Мухтарлы, несмотря на угрозу ареста, пересек границу сам.

Еще две версии нависают над правительством Квирикашвили, как Сцилла и Харибда. В рамках одной из них азербайджанские силовики похитили Мухтарлы без ведома грузинских коллег, а это естественным образом приводит стороны к дипломатическому противостоянию. Согласно другой версии, спецслужбы двух стран провели совместную операцию, и если подтвердится она, не миновать каскада отставок в силовом блоке, более того – падения кабинета.

Дело Мухтарлы: борьба за инициативу
please wait

No media source currently available

0:00 0:06:41 0:00
Скачать

То, что апологеты «Грузинской мечты» писали на минувшей неделе в СМИ и социальных сетях, зачастую можно было свести к одной мысли: «Ваш гнев понятен, но не стоит бить посуду из-за какого-то чужака», причем националисты облекали ее в менее корректную форму. Вместе с тем в информационном пространстве Грузии стремительно распространялись сведения о грузинском летчике Осораули, находящемся (и возможно погибшем) в плену у конголезских повстанцев. Четыре месяца о нем мало кто вспоминал, теперь же в сети повсюду его фото и рассуждения о том, что своим следует помогать (очень часто с подтекстом «прежде чем чужим» в десятках сопутствующих комментариев упомянут Мухтарлы).

Гражданские активисты и журналисты первыми заговорили об ответственности руководителей МВД и СГБ и их отставке, а лидеры «Нацдвижения» коснулись этой темы лишь на следующий день, но председатель юридического комитета парламента Эка Беселия тут же заявила, что власти не пойдут на поводу у «националов». «Грузинская мечта» выбрала удобного оппонента, проигнорировав остальных.

«Националов», кроме их сторонников, мало кто слушает, но главное, что им всегда можно напомнить: Саакашвили выдавал России чеченцев, причем двое из них, в 2004-м, точно так же исчезли в центре Тбилиси, после того как суд решил выпустить их на свободу; позже выяснилось, что они находятся в российской тюрьме. Тогда Саакашвили пытался понравиться Путину и говорил о нем следующее: «У него глаза честного человека – именно так. Я поверил ему – и не ошибся» («Известия» 12.04.2004).

Также была развернута кампания по дискредитации Мухтарлы и его близких. Одни авторы писали, что супруга журналиста слишком резко говорит о Грузии, другие, – что азербайджанские оппозиционеры создавали чуть ли не бандподполье. Поскольку грузины любят конспирологию и ищут двойное дно даже там, где его нет, им предложили целый букет версий о том, как Мухтарлы шел на агентурную встречу, как его выманили на территорию Азербайджана, и т.д. в духе романов Яна Флеминга в переводе на грузинский.

Так или иначе, к моменту принятия резолюции Европарламента по делу Мухтарлы «Грузинской мечте» удалось сбить накал страстей, посеять сомнения в обществе и частично перехватить инициативу в информационном пространстве. Но число граждан, требующих рассказать, что произошло на самом деле, все еще велико.

Историю о том, как Мухтарлы сам перешел границу, многие комментаторы попросту игнорируют. Некоторые из них пишут о том, что азербайджанские силовики могли действовать самостоятельно, другие подчеркивают, что на территории дружественного государства так себя не ведут – если бы операция сорвалась из-за какой-нибудь случайности, издержки были бы неоправданно высоки. Азербайджан и Грузия весьма близки, и чиновники двух стран понимают друг друга с полуслова. Маловероятно, что азербайджанские спецслужбы похитили Мухтарлы в Тбилиси, ничего не сообщив грузинским властям, – такой вывод приводит комментаторов к самой распространенной версии о совместной операции и к вопросу о мотивах Бидзины Иванишвили.

Когда (и если) представители азербайджанских спецслужб заговорили с грузинскими коллегами о Мухтарлы, те могли просчитать, что последует за похищением, и подтолкнуть журналиста к отъезду из Грузии. Но этого не произошло. Вообще, в СГБ, которую возглавляет Вахтанг Гомелаури, ранее руководивший охраной Иванишвили, любая сколь-нибудь ценная информация, тем более требующая политического вмешательства, гарантированно уходит наверх (так и в МВД, просто там немного иная специфика). И если власти действительно приняли секретное решение, то вероятность того, что судьбу Мухтарлы решил какой-нибудь глава управления или даже министр, а не хозяин «стеклянного дворца», стремится не то что к нулю, а к минус бесконечности.

Возможно, приоритетом для Иванишвили является не имидж страны (тем более что грузины умеют быстро и артистично его реставрировать), а спокойствие и стабильность созданной им системы, в рамках которой государство уподоблено крепости, защищающей его семью и капиталы. А тут представители Азербайджана, и с недавнего времени Турции, постоянно просят выдать или хотя бы урезонить каких-то оппозиционеров. Не исключено, что это раздражает «верховного правителя Грузии», как неотступная зубная боль. В такой ситуации может возникнуть соблазн решить проблему одним ударом и приказать спецслужбам даже не провести операцию, а ненадолго отвернуться.

Как бы там ни было, все инакомыслящие из сопредельных стран получили четкий и однозначный сигнал – Грузия более не является безопасной гаванью. Правительство никого не выгоняет и будто бы разводит руками, сокрушенно покачивая головой, а выводы все должны сделать сами.

Сейчас очень важно не дать делу Мухтарлы сойти с первых полос. Если власти преодолеют нынешний кризис без потерь, то в следующий раз мы будем говорить не о похищении, а об убийстве, а чуть позже – о новой «Операции Кондор». Следует помнить, что удар был нанесен не только по Афгану Мухтарлы, но и по всем свободомыслящим гражданам Грузии, которые должны призвать правительство к ответу, либо в очередной раз расписаться в своем бессилии.

Мнения, высказанные в рубриках «Позиция» и «Блоги», передают взгляды авторов и не обязательно отражают позицию редакции

XS
SM
MD
LG