Accessibility links

Как черкесам не дают гражданство


Но для того чтобы претендента признали носителем русского языка, он должен сдать экзамен специальной комиссии, в которую входят и преподаватели русского языка и литературы
Но для того чтобы претендента признали носителем русского языка, он должен сдать экзамен специальной комиссии, в которую входят и преподаватели русского языка и литературы

Черкесские общественники заявляют о трудностях получения гражданства в упрощенном порядке для носителей русского языка. Эмигранту почти невозможно сдать языковой экзамен. Проблема даже не в том, что вопросы слишком сложные. Нередко сотрудники миграционной службы создают непреодолимые препятствия соискателям гражданства.

По закону «носители русского языка», имеющие вид на жительство в России и законный источник к существованию, имеют право на получение гражданства в упрощенном порядке при условии, что они отказались от гражданства иностранного государства. Заявление от носителей русского языка рассматривается три месяца, т.е. им не надо ждать пять лет для получения российского паспорта, они могут сократить срок ожидания до трех месяцев с небольшим.

Но для того чтобы претендента признали носителем русского языка, он должен сдать экзамен специальной комиссии, в которую, помимо миграционщиков, входят преподаватели русского языка и литературы.

Как черкесам не дают гражданство
please wait

No media source currently available

0:00 0:04:48 0:00
Скачать

По словам черкесского общественника, председателя Адыге-Хаса Краснодарского края Аскера Сохта, на последнем заседании комиссии в миграционном отделе Адыгеи из более чем десяти человек экзамен на звание носителя русского языка смог сдать лишь один. Это учительница английского языка Хиба Кабартай. Среди тех, кто провалил экзамен, студенты, обучающиеся в вузах на русском языке, педагоги, преподающие в высших учебных заведениях. Примечательно, говорит Аскер Сохт, что экзамены у претендентов принимали те же преподаватели, что обучали их русскому языку в вузах Адыгеи:

«Своим собственным студентам они поставили двойки. А как же они им сессии сдают? Откуда у них пятерки в аттестатах и зачетных книжках? И каким образом они окончили Адыгейский государственный университет, если не знают русского языка? К сожалению, у нас возникает такое подозрение, что им сознательно создают непреодолимые препятствия, чтобы дети не смогли воспользоваться правом получения гражданства в упрощенном порядке».

Даже сама попытка подать заявление в комиссию – уже испытание. К примеру, брат и сестра Нарт и Диана Догуз – студенты четвертого курса медфака Майкопского технологического университета, решили сдать документы как носители русского языка. Что из этого вышло, рассказал Аскер Сохт:

«Они попытались сдать документы комиссии на носителей русского языка. Им отказали в грубой форме – по существу их выгнали из миграционного отдела. Я вынужден был подключиться к этому вопросу, мы написали жалобу в прокуратуру республики Адыгея. Я нанял адвоката, и вместе с ним молодые люди пошли на прием к министру внутренних дел Адыгеи с вопросами: в связи с чем такое грубое отношение, по какому праву у них не принимают документы на комиссию по признанию носителем русского языка?»

Только после того, как дело было предано огласке после приема у министра внутренних дел, их допустили к экзаменам, которые смог сдать только брат Нарт Догуз.

Аскер Сохт говорит, что не находит объяснений происходящему. Поначалу ему казалось, что это негласное указание в отношении черкесских мигрантов, но после погружения в проблематику он выяснил, что препоны чинят всем без исключения соискателям гражданства:

«Представьте. Гражданин Украины, русский человек, который владеет только русским языком – это его единственное средство коммуникации. Каким образом он может не сдать экзамен этой комиссии?! Где логика? Это абсурд, и это массовое явление! Если русские, владеющие только русским языком, не могут пройти эту комиссию, то что тогда говорить о черкесах?»

По мнению общественника, потенциальным «носителям» предъявляются слишком завышенные требования, будто комиссия набирает преподавателей русского языка и литературы.

Вопрос: к чему эти муки соискателям? Не проще подождать пять лет и получить гражданство на общих основаниях? Тут, говорит Аскер Сохт, у каждого свои мотивы. Например, студенты из Сирии, по сути, беженцы, испытывающие серьезные финансовые затруднения, вынуждены обучаться на коммерческой основе. Имея гражданство и сдав две сессии подряд на отлично, они могут претендовать на бюджетное финансирование.

Но и здесь все не так просто, подчеркивает Аскер Сохт. Не всегда студенту или абитуриенту лучше быть гражданином России. Это другой абсурд.

Например, вы гражданин России, который вырос в другой стране (неважно – в Америке или Африке), и вы не владеете русским языком в объеме, необходимом для поступления в российские высшие учебные заведения. Так вот в этом случае вы не имеете права обучаться на подготовительных курсах для иностранцев – на этот счет есть специальный приказ Министерства образования. Т.е. из-за того, что вы гражданин России, вы фактически оказываетесь отрезанным от системы российского высшего образования!

Аскер Сохт убежден, что все эти странные правила и нормы принимались независимо друг от друга, но случилось так, что они, как мозаика, сложились в единое целое – препятствие для зарубежных соотечественников на пути к российскому образованию, гражданству.

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия

  • 16x9 Image

    Мурат Гукемухов

    В 1988 году окончил Ставропольский политехнический институт, по специальности
    инженер-строитель.

    В разные годы был корреспондентом ИА Regnum, сотрудничал с издательским домом «КоммерсантЪ» и ​Institute for War and Peace Reporting (IWPR).

XS
SM
MD
LG