Accessibility links

Люди войны навсегда останутся ими


В Цхинвале вспоминают жертв агрессии Грузии против Южной Осетии в августе 2008 года. В медиа-центре «Ир» прошел круглый стол – «Девять лет спустя», куда пригласили детей, которые в те дни укрывались в подвалах.

На круглый стол в медиа-центре «Ир» пригласили детей разных возрастов. Арсену Тасоеву, например, девять лет. В августе 2008 года ему было два месяца. Сегодня он уже не первый раз слушал воспоминания о войне, о которой сам мало что помнит. У всех детей похожие истории. Каждого из них спасли взрослые, закрыв их собственными телами. Те, кто постарше, вспоминают, что маленькие в те дни вели себя непривычно сдержанно. Елизавете Тасоевой в августе 2008 года было 14 лет, ее сестре Зарине – семь лет:

«Самое главное, все были спокойны. Зарина у нас постоянно спала, а когда просыпалась, спрашивала: «Мама, а сейчас день или ночь?» А Арсен до этого был очень капризный, а тогда все время спал, был спокойным. Я тоже была спокойна, заплакала только один раз – когда мы услышали, как к нашему дому подъезжает танк и поворачивает дуло на нас. Вот тогда все начали плакать, я тоже заплакала. Мы все переглянулись, как будто попрощались. А когда раздался взрыв, мы поняли, что он попал то ли во второй, то ли в третий этаж дома».

Люди войны навсегда останутся ими
please wait

No media source currently available

0:00 0:02:48 0:00
Скачать

Амага Зассеева с семьей тоже укрывалась в подвале. Вот что она рассказывает:

«Я очень хорошо помню, как через каждые 10 минут я спрашивала отца: «Папа, который час, папа, который час?» Я думала, рассветет и, как обычно, все прекратится. И тут рассвело, и в небе появились самолеты. Хорошо, что папа закрыл окно столом, потому что самолеты летели мимо нас. От разрывов бомб вылетали окна, я помню, как папа на нас всех навалился, и мы оказались под ним. Тогда и поняли, что тут что-то не то и надо идти в подвал к соседям, потому что наш подвал для укрытия не годился».

Почти все участники сегодняшнего круглого стола уже студенты. Некоторые учатся в Южной Осетии, большинство – в вузах России. Они проводят летние каникулы дома и отмечают, что жизнь постепенно налаживается. Однако люди войны навсегда останутся ими, считает Елизавета Зассеева:

«Война закончилась, но наш народ этого не понимает. Я в этом году закончила шестой курс медицинского университета. Я приезжаю каждый год и слышу каждый день о каких-то несчастных случаях. Люди сами себя убивают. И в войне всегда виноваты сами люди. Я до сих пор не понимаю, зачем друг друга убивать, если можно не убивать, если можно жить и наслаждаться жизнью?»

Лидер партии «Фыдыбаста» Вячеслав Гобозов считает, что молодое поколение сильно отличается от старших. По его словам, даже в игры они играют другие:

«Мы вот, например, с удовольствием в детстве играли в войну, в фашистов и т.д. Я не помню, чтобы нынешние дети в войну играли. Как можно играть в то, что ты видел? Может, такие игры станут популярны позже, среди того поколения, которое растет сейчас? Ни для вот этих детей, ни для нас война не закончилась и не закончится никогда. Это факт нашей жизни».

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия

XS
SM
MD
LG