Accessibility links

Это милиция или «мальчики для битья»?


Изида Чаниа, журналист
Изида Чаниа, журналист

Вечером 20 августа сотрудниками ГАИ Сухума в районе «Турбазы» была остановлена машина под управлением Авидзба Айнара Анзоровича 1992 года рождения. Отсутствие техпаспорта у водителя стало поводом для составления протокола, который заполнил лейтенант Альберт Зебелян.

Лейтенант милиции Альберт Зебелян
Лейтенант милиции Альберт Зебелян

На следующий день Зебелян был жестоко избит около своего дома. Среди избивавших он узнал двадцатипятилетнего Айнара Авидзба, которому накануне выписал штраф. У милиционера, доставленного скорой помощью в больницу, разбита голова, оторвано ухо, многочисленные переломы, ссадины и ушибы. Дальнейшее обследование показало, что у Зебеляна пробита голова и ему предстоит сложная операция по трепанации черепа.

Это милиция или «мальчики для битья»?
please wait

No media source currently available

0:00 0:05:16 0:00
Скачать

Это не первый случай избиения сотрудника милиции. В ноябре 2014 года милиционерами Асланом Цамбовым и Эрастом Абиджба была остановлена автомашина Mercedes Benz под управлением Олега Хухуа. Во время проверки документов к патрульной автомашине со стороны встречного движения подъехали друзья Хухуа – Инал Ахуба, Руслан Цвижба, Тимур Начкебия и два брата Жиба – Нарсоу и Эшсоу.

Все, что произошло после этого, имели возможность увидеть все жители Абхазии, т.к. видеорегистратор зафиксировал не только драку, но и то, как Инал Ахуба прыгал на капоте патрульной машины. Это видео было показано по всем телевизионным каналам, размещено в соцсетях. К моменту прибытия наряда милиции дебоширы скрылись, а избитый лейтенант Цамбов был доставлен в больницу для оказания медицинской помощи.

Прокуратурой Сухума было возбуждено уголовное дело о «применении насилия, опасного для жизни или здоровья, в отношении представителя власти в связи с исполнением им своих должностных обязанностей». К моменту, когда дело перекочевало в суд, его формулировка кардинально изменилась на «применение насилия, неопасного для жизни и здоровья». А дальше милиционера стали «сдавать». Первым поменял показания напарник Цамбова Эраст Абиджба, который заявил в суде, что не видел людей, наносивших побои его коллеге. Понятно, что к судебному заседанию отшибло память и у других участников и свидетелей, которые только и помнили, что про скопление людей, перестали узнавать свои подписи в протоколах и забыли, о чем говорили на предварительном следствии.

Побоялся явиться в суд и сам сотрудник милиции Цамбов, и к концу судебного заседания стало очевидно, что виновники преступления уйдут от ответственности. В общем, так и произошло. «Дебоширов» пожурили и отпустили. Ни руководство МВД, ни коллеги Цамбова не потребовали наказать преступников по всей строгости закона, и не было предпринято даже попытки опротестовать решение суда первой инстанции.

Еще один яркий пример того, как сотрудники милиции закрыли глаза на свои честь и достоинство – события 5 июля, когда штурмовали МВД. Большинство стоявших в оцеплении милиционеров отказались сотрудничать со следствием и давать показания. Дело пылится в прокуратуре, несмотря на огромное количество видеоматериалов, за недостаточностью свидетельских показаний.

Продолжать перечень можно долго: стрельба в столичном горотделе милиции, митинг друзей и родственников криминальных авторитетов, ультиматум министру и т.д. По всем делам нет никакого движения – молчит милиция, молчит прокуратура.

Поэтому избиение Альберта Зебеляна – печально, но логично. Это результат позиции правоохранителей, которые, не желая защищать даже самих себя, довели ситуацию до абсурда и превратились в «мальчиков для битья». Неслучайно после чрезвычайных событий в июле нынешнего года, чтобы защитить милиционеров от произвола ощутивших безнаказанность автолюбителей, на дороги страны вывели спецподразделения СГБ. Эта акция вызвала неоднозначную реакцию у людей, но большинство законопослушных граждан, уставших от беспредела, сошлись во мнении, что приучать к соблюдению закона надо, если угодно, и силой. И оказалось, что маски и автоматы сделали свое дело: «герои»-автомобилисты притихли и ситуация на дорогах на какое-то время стабилизировалась.

Поэтому все не так безнадежно, как кажется на первый взгляд, меры воздействия на «золотую молодежь» существуют. От того, насколько принципиальными в нынешней ситуации окажутся руководство МВД, коллеги Зебеляна, соседи, которые стали свидетелями избиения, доведут ли они дело до конца или опять начнут отзывать свои показания в суде под давлением друзей и родственников, во многом зависит судьба не только Зебеляна, но и всей правоохранительной системы. Она либо продемонстрирует, что на всякую силу найдется другая, законная сила, либо будет вынуждена просить помощи у СГБ. Но тогда и у нас возникает вопрос: если правоохранители не могут защитить даже свои честь и достоинство, то зачем нам тратить деньги на содержание такой милиции?

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осети

  • 16x9 Image

    Изида Чаниа

    В 1978 году окончила сухумскую среднюю школу №2, в 1983 году – биохимический факультет Абхазского госуниверситета. 

    Работала в газетах «Абхазский государственный университет», «Советская Абхазия», «Аидгылара», на Абхазском ТВ, в газетах «Экспресс-хроника», «КоммерсантЪ», внештатным корреспондентом в российских информационных агентствах «Постфактум», «Интерфакс». С 1998 года по 2016 год – редактор газеты «Нужная газета», с 2016 года – редактор газеты «Мырзаканаа».

    Член Союза журналистов Абхазии, председатель Ассоциации журналистов и работников СМИ Абхазии.

XS
SM
MD
LG