Accessibility links

Кан Тания: «Наши органы власти принимают решения сами»


Замминистра иностранных дел Абхазии Кан Тания
Замминистра иностранных дел Абхазии Кан Тания

Сразу после объявления парламентом Каталонии независимости от Испании в прессе появились заявления о возможности признания нового субъекта со стороны Абхазии. Действительно ли Абхазия может признать Каталонию, какие факторы могут повлиять на это решение и не надо ли согласовывать его с Москвой? На эти вопросы отвечает замминистра иностранных дел Абхазии Кан Тания.

Елена Заводская: Кан, в СМИ появилось заявление МИДа о том, что Абхазия готова рассмотреть вопрос признания независимости Каталонии. Конкретизируйте, пожалуйста, что значит «готовы рассмотреть»?

Кан Тания: Позиция наша следующая: в Каталонии происходят процессы образования Республики Каталония. Это сложные процессы, мы в свое время через это тоже проходили. Существует целый ряд шагов, которые Каталония должна сделать для того, чтобы считать себя полноценной и юридически сформированной республикой. Мы не хотим вмешиваться в этот процесс, поэтому выражаемся таким образом, что мы готовы рассмотреть этот вопрос в случае поступления в Абхазию соответствующего обращения. Руководство Каталонии должно направить такой запрос нам в случае заинтересованности. И только после этого вопрос будет решаться на уровне высшего руководства Абхазии. Отдельно взятый МИД такое решение принять не может. Прерогатива признания конституционно закреплена за президентом, так как только он определяет внешнюю политику Абхазии.

Кан Тания: «Наши органы власти принимают решения сами»
please wait

No media source currently available

0:00 0:08:42 0:00
Скачать

Е.З.: Предположим, что запрос поступил, какая у нас существует процедура?

К.Т.: Процедура, в принципе, простая. Если это не противоречит нашей внешней политике, президент издает указ о признании того или иного государства в качестве независимого и суверенного. В случае наличия такого запроса от Каталонии, этот вопрос в первую очередь будет рассматривать президент. Все другие ведомства, в том числе Министерство иностранных дел, а также парламент могут лишь выразить свое мнение, свое видение. И с учетом этих мнений президент принимает окончательное решение. Оно не требует ратификации, это указ президента.

Е.З.: Известно, что в Каталонии с 2014 года открыто представительство Абхазии и там работает дипломат из Абхазии. Кан, расскажите, пожалуйста, о деятельности нашего представительства в Каталонии и о том, есть ли у нас контакты с правительством Каталонии? Обсуждался ли там этот вопрос предварительно в каком-нибудь виде?

К.Т.: Действительно, с 2014 года в Каталонии функционирует представитель МИДа Абхазии. Это Хусам Куджба, молодой дипломат, родом из Сирии, около 11 лет уже он живет в Каталонии. Часто посещает Абхазию, здесь у него есть родственники. Он напрямую выполняет поручения МИДа Абхазии. Так как политический статус Каталонии не определен, а только еще определяется, нельзя сказать, что у нас выстроены дипломатические отношения. В этой связи мы не пытались навести какие-то политические контакты. У нас есть лишь контакты в сфере культуры и образования. Хусам принимал участие в организации нескольких концертов и выставок в Каталонии, в Барселоне. Что касается контактов с руководством Каталонии, то здесь сложная ситуация, потому что оно с 2014 года по сегодняшний день несколько раз менялось, процессы смены власти протекают у них очень быстро. Буквально в 2015 году дважды сменился председатель парламента, поэтому выстроить постоянные контакты с руководством Каталонии не получилось. У Хусама есть поручение от нашего министра постараться наладить какой-то постоянный контакт, но сейчас там неблагоприятная обстановка для этого. Поэтому мы решили, что нужно выждать, когда республика сформируется окончательно или все-таки пойдет на диалог с Мадридом и решит вопрос суверенитета каким-то иным образом. Вчера я читал о том, что министр иностранных дел Испании сказал, что Мадрид не исключает возможности расширения автономии Каталонии.

Е.З.: Есть ли у нас опасения в связи с возможностью эскалации конфликта? Как наше внешнеполитическое ведомство оценивает такую возможность?

К.Т.: Исходя из нашего опыта, из нашей истории, мы знаем, что подобного рода действия могут привести к военному конфликту и к человеческим потерям. Конечно, мы надеемся на то, что все-таки в Европейском союзе, а это колыбель прав человека, во всех инстанциях, везде нам это говорят, мы должны брать пример с Евросоюза, и мы очень надеемся на то, что Мадрид проявит мудрость и не будет использовать силу против Каталонии. В противном случае он подорвет не только свой авторитет, но и авторитет всего Евросоюза, как мощного объединения, основанного исключительно на мирных принципах, на принципах прав человека и демократических ценностях. Я думаю, что они должны, наоборот, показать всем государствам пример, и мы за этим пристально наблюдаем.

Е.З.: Кан, когда мы говорим о том, что мы готовы рассматривать вопрос признания независимости Каталонии, мы учитываем, что у нас заключен договор с Российской Федерацией и там есть наши обязательства проводить скоординированную внешнюю политику? В связи с этим разъясните, пожалуйста, делаем ли мы это самостоятельно или мы координируем наши действия в этом вопросе с Российской Федерацией?

К.Т.: Да, действительно, статья 4 Договора о союзничестве и стратегическом партнерстве говорит о том, что Абхазия и Россия проводят совместную скоординированную внешнюю политику. Мы – суверенное государство, суверенитет на то он и суверенитет, что наши органы власти принимают решения сами на основе волеизъявления нашего народа. И поэтому, если президент Республики Абхазия принимает решение признать то или иное государство, это решение исключительно Республики Абхазия. В данном случае возможны консультации с Российской Федерацией, чтобы это не противоречило нашей общей внешней политике. Все-таки во внешней политике мы находимся по одну сторону баррикад с Российской Федерацией. Поэтому, чтобы это ни в коем случае не противоречило нашим абхазским национальным интересам, возможны консультации с нашими коллегами из Российской Федерации. И, конечно же, информирование их о том, что мы приняли решение о признании.

Е.З.: А на каком-то официальном уровне мы уже информировали Российскую Федерацию о нашей готовности признать Каталонию?

К.Т.: РИА Новости первые дали мой комментарий только потому, что ко мне обратился их сотрудник. Я озвучил выверенную позицию. Это позиция министра иностранных дел Абхазии. Но опять-таки преждевременно говорить об этом, потому что в Каталонии процессы формирования республики не завершены.

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия

XS
SM
MD
LG