Грузинские правозащитники обратились сегодня в Страсбургский суд с иском против России в связи с убийством 19 мая 2016 года абхазским пограничником гражданина Грузии Гиги Отхозория в селе Хурча.
Жена Гиги Отхозория Нино не надеется на то, что убийцу ее мужа скоро поймают, но это не значит, что она не видит смысла в борьбе за справедливость:
«Пока я стою на ногах, я буду стараться, чтобы об этом убийстве помнил и знал весь мир, я хочу, чтобы виновник был наказан, хотя я не желаю его смерти».
Но именно смертельным ранением 19 мая 2016 года абхазский пограничник Рашид Канджи-оглы решил словесный спор с Гигой Отхозория на пропускном пункте Хурча-Набакеви.
С тех пор на гальских встречах и Женевских дискуссиях грузинская сторона постоянно добивается выдачи Рашида Канджи-оглы. Но представители де-факто власти Абхазии, по их словам, за неимением достаточных свидетельств и улик, решили не преследовать виновного в смерти Отхозория. Несмотря на то что представители грузинской власти передали им видео- и фотоматериалы, связанные с убийством гражданина Грузии, беженца из Абхазии. На них видно, как несколько вооруженных людей гонятся за Отхозория, пересекают административную линию, и уже на контролируемой грузинскими властями территории в людном месте один из вооруженных людей, в котором местные опознали Рашида Канджи-оглы, производит выстрел в голову упавшего на землю Отхозория, после чего нападавшие возвращаются обратно.
Грузинский суд заочно приговорил Рашида Канджи-оглы к четырнадцати годам лишения свободы. Он разыскивается по линии Интерпола.
В произошедшем и в том, что до сих пор виновный в смерти Отхозория не наказан, грузинские правозащитники винят Россию. Ассоциация молодых юристов вместе с Европейским центром защиты прав человека подала иск в Страсбургский суд, говорит юрист Тамар Абазадзе:
«В своем иске мы говорим о нарушении Российской Федерацией двух статей Европейской конвенции по правам человека: это статья 2-я – «Право на жизнь» и 13-я – «Право на эффективное средство правовой защиты». Мы считаем, что за нарушение этих статей несет ответственность Россия, как государство, осуществляющее эффективный контроль на данной территории (Абхазии). В случае удовлетворения данного иска, на что мы рассчитываем, мы получим очень важный и прецедентный вердикт, поскольку он будет касаться фактов нарушения прав человека в конфликтных регионах. Будет признано, что на территории Абхазии контроль осуществляет РФ, и тем самым она несет ответственность за смерть Гиги Отхозория».
Естественно, нужно набраться терпения, ведь у ЕСПЧ нет временных ограничений для рассмотрения дела, продолжает Тамар Абазадзе:
«Мы предполагаем, что рассмотрение этого дела затянется на годы, и приблизительно через 6-7 лет будет вынесен вердикт. Наверное, раньше, чем другие иски против РФ, которые Ассоциация молодых юристов направила в Страсбург, – в 2009-м от имени пострадавших в ходе августовской войны 2008-го. По данным искам ЕСПЧ пока не вынес никакого постановления, хотя прошло уже девять лет».
В практике Тамары Абазадзе есть прецедент выигранного дела против РФ в Страсбурге. Усилиями ее НПО, коллег других правозащитных НПО и грузинских властей Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) обязал Россию выплатить 70 тысяч евро семьям граждан Грузии, пострадавших во время массовой депортации грузин из России в 2006 году. Тогда справедливость в отношении этих граждан Грузии возобладала спустя 10 лет.