Accessibility links

Грузия определилась с угрозами


По версии Службы государственной безопасности, Россия остается главной угрозой для Грузии
По версии Службы государственной безопасности, Россия остается главной угрозой для Грузии

Россия, терроризм и права человека в Абхазии и Южной Осетии – главные вызовы, с которыми Грузия сталкивалась в 2017 году. Служба государственной безопасности представила парламенту ежегодный отчет. Авторы документа указывают на процесс неформальной аннексии Абхазии и Цхинвальского региона, растущую милитаризацию, целенаправленную изоляцию оккупированных территорий, незаконные аресты и дискриминацию грузинского населения по этническому признаку.

Россия остается главной угрозой для Грузии по версии Службы государственной безопасности. «Союзные» соглашения между Москвой, Сухуми и Цхинвали, а также проведение свыше сотни военных учений на территории Абхазии и Южной Осетии стали отражением практических шагов в направлении реализации аннексии этих территорий, утверждают авторы документа. СГБ также напоминает: в 2017 году был создан совместный российско-абхазский «информационно-координационный центр МВД», в Сухуми был открыт т. н. специализированный таможенный пункт, подчиняющийся Москве, а некоторые югоосетинские военизированные подразделения вошли в состав российских вооруженных сил. Еще одним фактором аннексии в СГБ считают референдум от 9 апреля прошлого года в Цхинвали, по итогам которого регион сменил название, став называться «Республика Южная Осетия – Государство Алания» по аналогии с российским регионом – Северная Осетия-Алания.

Грузия определилась с угрозами
please wait

No media source currently available

0:00 0:05:56 0:00
Скачать

Несмотря на то что доклад Службы госбезопасности Грузии был посвящен 2017 году, в документе упоминается и дело Арчила Татунашвили, погибшего в Цхинвали в феврале нынешнего года. СГБ заверила, что будет использовать все имеющиеся рычаги, чтобы установить правду и привлечь всех виновных в смерти Татунашвили к ответственности.

В экспертном сообществе угрозы, отраженные в отчете СГБ, считают в целом верно обозначенными, но при этом старший научный сотрудник Фонда Рондели (Грузинский фонд стратегических и международных исследований), бывший глава аналитического департамента МВД Шота Утиашвили отмечает нежелание спецслужб акцентировать внимание на собственных промахах:

«В документе довольно точно отражены угрозы безопасности, но в связи с этим у меня замечание: в прошлом году, который как раз охватывает отчет, огромный ущерб безопасности, авторитету и престижу органов, за нее отвечающих, нанесло так называемое дело Мухтарлы, о котором в документе не было сказано ни слова».

При этом, говоря о нарушениях прав человека, авторы отчета делают акцент на происходящем в Абхазии и Южной Осетии. Дискриминация по этническому признаку, в частности, проявилась в установленных ограничениях в вопросе присвоения «вида на жительство» в Гальском районе Абхазии, частичном запрете на преподавание на родном языке в грузинских школах Южной Осетии, а также целенаправленном разрушении принадлежащих этническим грузинам домов в ряде сел Цхинвальского региона.

В правящей партии уже назвали документ точным и соответствующим сегодняшним реалиям. Позицию «Грузинской мечты» озвучила глава парламентского комитета по правам человека Софо Киладзе:

«Акценты были расставлены абсолютно точно. Потому что оккупированные территории и права проживающих на них граждан являются для нас абсолютным приоритетом и очень болезненным вопросом. Исходя из того, что мы не можем осуществлять юрисдикцию на указанных территориях, там имеют место массовые нарушения прав человека».

Еще одна угроза - деятельность иностранных спецслужб. Как говорится в докладе СГБ, в ходе контрразведывательных мероприятий были выявлены попытки третьих стран усилить и расширить инфраструктуру политического влияния, создать т. н. лоббистские группы, политические объединения, общественные организации, фонды, а также прибегнуть к манипуляции при помощи экономических и энергетических рычагов. Главные цели, по версии СГБ, – усиление антизападных настроений в обществе, ухудшение имиджа Грузии как надежного партнера на международном уровне, создание очагов дестабилизации на этнической и религиозной почве с целью развития в Грузии дезинтеграционных процессов и поляризации общества.

При этом, по словам заместителя председателя парламентской фракции «Единого национального движения» Саломе Самадашвили, власти тратят необходимые ресурсы не там, где нужно:

«К сожалению, на протяжении всех этих лет государственные ресурсы расходовались на то, чтобы усилить давление на политических оппонентов внутри страны, вместо того, чтобы направить их на усиление безопасности страны. К сожалению, сейчас у нас не существует институтов, необходимых для отражения угроз, о которых говорится в отчете Службы госбезопасности».

На то, как государство собирается реагировать на указанные в отчете угрозы, обращает внимание и вице-президент НПО «Атлантический совет Грузии» Бату Кутелия:

«Отчет точно отражает ту главную угрозу, перед которой стоит сегодня Грузия, я имею в виду Россию и вытекающие отсюда дополнительные угрозы, которые представлены как некая гибридная угроза. То же самое, к слову, отражено в стратегии Министерства обороны. Другой вопрос: насколько это является частью глобальной стратегии правительства и какие меры будут приняты для нейтрализации этой угрозы. И главное, какие ресурсы планирует выделить правительство для нейтрализации такой масштабной угрозы».

В правительстве уверяют, что на основании отчета СГБ будет подготовлена стратегия безопасности. А пока в повестке дня спецслужб остается борьба с терроризмом. Хотя, согласно отчету, в прошлом году наблюдалось значительное сокращение числа сторонников террористической группировки «Исламское государство», это, скорее, общемировая тенденция. По данным СГБ, в настоящее время на территории Сирии и Ирака в рядах разных террористических организаций продолжают воевать порядка 30 граждан Грузии. И в 2017 году не было зафиксировано ни одного факта возвращения этих лиц на родину. Зато в стране была выявлена группа иностранных студентов, которая посредством социальных сетей активно распространяла радикальные призывы.

XS
SM
MD
LG