Accessibility links

Абхазию ждут три месяца без Ингурской ГЭС и помощи грузинской стороны


По словам гендиректора комплекса Ингури ГЭС, настанет момент, когда станция встанет
По словам гендиректора комплекса Ингури ГЭС, настанет момент, когда станция встанет

Абхазия остается крупнейшим потребителем электроэнергии объединенной энергосистемы Грузии, не оплачивая ни генерацию, ни ремонт Ингурской гидроэлектростанции. Как заявил в интервью корреспонденту «Эха Кавказа» гендиректор комплекса Ингури ГЭС Леван Мебония, потребление региона перманентно растет – на протяжении последних пяти месяцев абхазская сторона забирала 95% выработки станции, в то время как грузинская сторона покрывала дефицит за счет импорта.

Согласно энергобалансу Грузии, с 1 декабря прошлого года по март этого года включительно Абхазия израсходовала 911 миллионов киловатт-часов, в то время как Тбилиси – 1 миллиард 112 миллионов. Получается, что полуторамиллионный город с разветвленной сетью производств израсходовал всего на 19% больше электроэнергии, чем регион с населением в 220 тысяч человек, не имеющий серьезных производственных мощностей.

Примечательно, что в это же время Грузия испытывала существенный дефицит, импортировав из Азербайджана и России 613 миллионов киловатт-часов электроэнергии.

Скачать

По словам гендиректора комплекса Ингури ГЭС Левана Мебония, причина кроется в полной бесконтрольности, царящей в Абхазии в вопросе оплаты электроэнергии:

«Абхазия бесплатно забирает электроэнергию, и нет никаких рычагов, чтобы хоть на элементарном уровне наладить оплату за нее. Такая ситуация сформировалась с 2013 года, и потребление растет из года в год. Причина проста: население, пользуясь царящей в отрасли анархией, фактически прожигает энергию в целях отопления не только жилищ, но и подсобных помещений, даже курятников. С наступлением апреля потребление там падает в два с половиной – три раза. Мы провели несколько раундов переговоров с абхазской стороной и получили клятвенные заверения, что учет будет поставлен и люди начнут платить, что, естественно, приведет к снижению потребления, однако воз и ныне там. Знаю, они то рассматривали перспективу установки «умных» счетчиков, которые работают по предоплате, то вынашивали планы по передаче управления российской компании, если такую удастся изыскать. Долго так продолжаться не может, и настанет момент, когда станция встанет. По всей видимости, виной всему местная специфика взаимоотношений власти и населения».

По словам Мебония, не существует никакого письменного соглашения по разделу генерации Ингурской ГЭС. Джентльменское соглашение, достигнутое в 1997 году, подразумевало раздел в пропорции 60% на 40% в пользу грузинской стороны. Однако тенденция последних лет такова, что электроэнергия делится поровну, и свою долю абхазская сторона забирает в зимние месяцы, когда во всей Грузии есть существенный дефицит электроэнергии.

«Думаю, настал момент, когда наша сторона должна занять более жесткую позицию, однако ситуацию усугубляют массовые кампании, направленные на приостановку строительства гигантских ГЭС. Если бы за прошедшие пять лет Грузия ввела в строй несколько мощных объектов генерации, плотину можно было бы приостановить, что подтолкнуло бы наших партнеров к выработке более конкретных решений. А до тех пор будем довольствоваться нынешней ситуацией. На днях станция приостановит свою работу на три месяца – своими силами мы произведем ремонт деривационного тоннеля, по которому вода поступает с плотины на турбины, расположенные в Гальском районе Абхазии. Мы не знаем, чем они покроют дефицит, наверное, обратятся за помощью к России».

Леван Мебония сказал, что покрывать образующийся у Абхазии дефицит грузинская сторона в этот раз не намерена.

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия

XS
SM
MD
LG