Accessibility links

Тамаз Цвижба: «Раньше орех сам прекрасно рос, а сейчас климат поменялся»


Начальник Управления сельского хозяйства администрации района Тамаз Цвижба
Начальник Управления сельского хозяйства администрации района Тамаз Цвижба

В последнее время сельхозпроизводителям Галского района приходится сталкиваться с множеством испытаний, которые им подкидывает природа. О том, насколько успешно борются местные крестьяне с мраморным клопом, зеленым кузнечиком и ореховой гнилью, рассказал начальник Управления сельского хозяйства администрации района Тамаз Цвижба.

Елена Заводская: Тамаз, расскажите, пожалуйста, что сегодня происходит в сельском хозяйстве района? Хотелось бы услышать, какая у вас ситуация с мраморным клопом?

Тамаз Цвижба: У нас на самом деле есть проблема с мраморным клопом. В районе создан штаб, который возглавляет глава администрации района. Мы еженедельно встречаемся, обсуждаем те вопросы, которые возникают. У нас с апреля месяца начали бороться с мраморным клопом. Весь наш район состоит из 18 сел, каждому главе администрации села дали лекарство, чтобы они смогли лечить территорию.

Е. З.: В каком количестве?

Т. Ц.: Мы получили из России полторы тонны пестицидов. Двухразовое лечение мы провели именно в тех селах, где мы обнаружили клопа. Сначала мы осуществили механический сбор и собрали около двух тонн мраморного клопа.

Е. З.: Скажите, а выплаты людям вы произвели, как обещали?

Т. Ц.: Мы выплатили почти 70% стоимости, остаток у нас почти 300 тысяч рублей. Благодаря главе администрации района мы уже получили деньги и буквально завтра собираем крестьян, чтобы выплатить им средства. Что касается самого мраморного клопа, то мы у себя в районе почти 70% уничтожили. Единственная проблема, которая у нас осталась, это бесхозные дома, где люди не живут. Техники у нас мало, и мы из-за этого не везде успели обработать. Мы не успели именно там, где люди не проживают, там у нас клоп остался. В населенных пунктах, где мы провели обработку, большую часть урожая ореха-фундука мы сохранили.

Е. З.: Есть ли проблема с зеленым кузнечиком? Была информация о том, что он как-то сильно у вас размножился и угрожает посевам кукурузы.

Т. Ц.: Что касается зеленого кузнечика, то буквально 10 дней назад наши специалисты выявили, что у нас появилось это насекомое. В тот же день мы позвонили в Министерство сельского хозяйства и оттуда приехали специалисты во главе с Владимиром Герия. Нам привезли пестициды для обработки 500 гектаров. В тех пяти-шести селах в Нижней зоне, где мы обнаружили кузнечика, мы закончили обработку два-три дня тому назад, и там уже есть хороший результат. Все эти села мы держим на контроле, если что-то появится снова, у нас есть лекарство, и мы сможем в течение пары дней провести лечение.

Е. З.: Скажите, пожалуйста, откуда взялись эти кузнечики и сколько их? Есть ли оценка опасности для урожая?

Т. Ц.: Мы сначала думали, что это саранча, но, к счастью, это оказался кузнечик. Мы не можем точно сказать, откуда он появился, но мы его увидели в Нижней зоне Галского района. Очень трудно сказать, сколько их, но везде, где мы проверяли, он был. Вообще, в этом году у нас посажено 2250 гектаров кукурузы, примерно 500 гектаров поражено кузнечиками.

Е. З.: Какой вред кукурузе наносят эти насекомые?

Т. Ц.: Зеленые кузнечики полностью уничтожают зелень, листья. Они прилетают рано утром и уничтожают все, что могут. Потом улетают, а вечером возвращаются и вредят всему, чему могут, потом опять улетают. Я думаю, они появились из-за того, что у нас была засуха. Сейчас начались дожди, и половины примерно кузнечиков не видно.

Е. З.: Жители Галского района говорят о том, что у них достаточно серьезно поражены грибком ореховые плантации. Что вы предпринимаете и чем помогаете людям? Каково состояние этих плантаций?

Т. Ц.: В прошлом году с января по май месяц была дождливая погода. В Нижней зоне у нас низменность, именно там погода способствовала появлению гнили.

Е. З.: Скажите, какой вред она наносит? Что с растением происходит?

Т. Ц.: Орех, пораженный грибком, гниет. Плоды полностью гниют, и ореховые деревья дают урожай минимум 10%.

Е. З.: А что сейчас с этими плантациями, пораженными грибком?

Т. Ц.: Мы написали письмо на имя министра сельского хозяйства и премьер-министра. Они владеют всей информацией о том, что происходит. Мы думаем, что со следующего года против грибковых заболеваний завезут какие-то лекарства, и мы начнем лечить растения.

Е. З.: А в этом году урожай будет утерян?

Т. Ц.: В этом году мы своими силами и силами Министерства сельского хозяйства спасли 70% урожая там, где мы смогли охватить полностью и полечить. Мы лечили против клопа, а от грибковых заболеваний крестьяне сами завезли лекарство и сами провели двухразовое лечение. Раньше, когда сажали орех, то потом больше не было нужды возвращаться и заботиться. Он сам прекрасно рос, а сейчас климат поменялся. Крестьяне, которые сегодня занимаются орехом, знают, какое положение, и каждый из них собирается выйти из этой ситуации. Мы даем им информацию о том, как можно обработать растение и очистить его.

Е. З.: Что производят сегодня в Галском районе? Что люди выращивают? Кормит ли Галский район себя сам?

Т. Ц.: Сегодня каждый крестьянин в районе имеет приусадебный участок. Они выращивают бахчевые, овощи, фрукты. Они не только себя могут прокормить, они могут кормить и другие районы. У нас люди настроены на то, чтобы жить, работать и радоваться.

Е. З.: Есть ли в районе какие-то тепличные или фермерские хозяйства?

Т. Ц.: Тепличных хозяйств в районе нет, мы имеем цитрусоводческие хозяйства, и у нас в основном выращивают орех-фундук.

Е. З.: Сколько в районе гектаров ореховых плантаций?

Т. Ц.: Мы полностью еще не провели инвентаризацию. Где мы провели инвентаризацию, там у нас 8000 гектаров ореха-фундука. В нижней зоне Гала, в основном в селах Бчара, Хашта, Гагида, Цыгкыра, Верхний и Нижний Баргяп.

Е. З.: Какой урожай ореха-фундука вы ожидаете в этом году?

Т. Ц.: Мы могли бы получить 15-20 тысяч тонн ореха, но соберем, думаю, примерно 10 тысяч тонн.

Е. З.: Что это даст бюджету района?

Т. Ц.: Это налоги в сумме примерно 10-12 млн рублей.

Е. З.: Ваше сельскохозяйственное управление оказывает какую-то помощь крестьянам, помимо лечения? Есть у вас возможность помогать им обрабатывать землю?

Т. Ц.: У нас в районе есть МТС, на 1 июля 2018 года у нас там было 12 единиц техники на ходу, 2250 гектаров мы обработали под кукурузу в этом году. Буквально через десять дней мы получаем новую технику. Нам сказали, что передадут району 15 единиц. Эту технику распределяет Министерство сельского хозяйства, это российская помощь.

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия

XS
SM
MD
LG