Accessibility links

Непростой предвыборный пасьянс в Абхазии


Трагическая и нелепая смерть в ДТП премьер-министра Абхазии Геннадия Гагулия стала невосполнимой потерей для республики, поскольку таких опытных и в то же время деятельных и энергичных управленцев у нас, что называется, раз, два – и обчелся. Вместе с тем она мало что изменила в расстановке политических сил в борьбе за власть, так как он никогда не был политиком в том смысле, который подразумевает, прежде всего, эту самую борьбу.

Так или иначе, но Абхазия, увы, идет на своеобразный рекорд: за четыре года после инаугурации президента Рауля Хаджимба это будет уже пятый премьер-министр, которого полагается по закону назначить в течение месяца, и в пятый раз в течение трех месяцев предстоит сформировать правительство. 9 сентября временное исполнение обязанностей премьер-министра возложено на первого вице-премьера Абхазии Даура Аршба.

Политическая оппозиция по этическим соображениям пока держит паузу, но можно не сомневаться, что рано или поздно в какой-то форме прозвучит еще одно обвинение в адрес власти – в том, что она до такой степени не может обеспечить безопасность на дорогах. Это так же неизбежно, как и камни в огород властной команды, полетевшие после ухода в отставку 22 августа вице-президента Виталий Габния. Кстати, в течение всего полумесяца из четверки первых лиц государства (президент, вице-президент, спикер парламента и премьер-министр) осталось только двое…

Непростой предвыборный пасьянс в Абхазии
please wait

No media source currently available

0:00 0:04:56 0:00
Скачать

Не так давно я более двух часов разговаривал под диктофон с абхазским экспертом и общественно-политическим деятелем Нугзаром Агрба. Беседа, как и ожидал, получилась любопытной. Нугзар Нуриевич – человек весьма информированный относительно политической кухни Абхазии и охотно делящийся известными ему сведениями и версиями со СМИ.

Первым делом мы заговорили о судьбе политической партии «Апсны», неформальным лидером которой считался вице-президент Виталий Габния, хотя формально он в силу своей должности не мог состоять в партийных рядах, и из-за борьбы за лидерство, за принятие решений в которой и произошел в основном, по словам Агрба и многих других, тот самый злосчастный инцидент в ресторане «Эрцаху», после которого Габния подал в отставку. Мы оба с Нугзаром Агрба присутствовали на учредительном съезде этой партии 19 мая 2016 года, к тому же он, как опытный партийный функционер, помогал инициаторам в подготовке съезда. Кстати, уже мало кто даже и в Абхазии помнит, что существовала пару лет в первые годы нашего века провластная партия с таким же названием, одним из руководителей которой он был. Действующая партия «Апсны» создавалась тоже как провластная, но тут с самого начала возникали вопросы: а зачем она нужна, коль есть уже закаленная в политических боях партия «Форум народного единства Абхазии», поддерживающая команду Рауля Хаджимба? И сам действующий президент косвенно подтвердил эти сомнения, когда появился на учредительном съезде «Апсны» спустя минут сорок после начала его работы и не без сарказма заметил в ходе своего выступления, что мы, видно, вступили в пору, когда «на каждые сто человек приходится по тысяче партий».

Тем не менее за минувшие два с лишним года деятельности партии «Апсны» в публичном пространстве не появлялось информации о ее разногласиях с генеральной линией руководства страны, а о том, что происходило «внутри», можно лишь догадываться. Нугзар Агрба в ходе нашего разговора высказал мнение, что в этой партии были люди, которые «…понимали, что «Хаджимба «пробуксовывает». И они, видимо, к будущим выборам искали какую-то другую кандидатуру. Но тут произошло то, что произошло, – просочилась информация, что Хаджимба и Анкваб встретились и чуть ли не договорились о будущем (о совместных действиях)… И тут что, по версии Габния? Какая-то группа из этой партии решила проводить какую-то свою игру. Она строилась на том, что происходит досрочная отставка президента, потом они находят какую-то кандидатуру… назывался Астамур Тарба… и сюда подключались вот эта группа и Анкваб. Существует такая версия, одна из версий.

– Астамур Тарба – это который?

– Это бывший председатель СГБ.

– А-а… Его давно не слышно.

– Давно не слышно, лет пятнадцать не слышно. Но возможно, что это вранье. Возможно, что это ошибочная версия Виталия Габния. Но Виталий Габния в своем заявлении сказал о президенте: дайте досидеть ему до 19-го года, но чтобы он уже не выдвигался».

Я неслучайно уточнил в ходе нашего разговора, о каком Астамуре Тарба идет речь. Есть ведь сейчас в политике Абхазии и другой, по отчеству Адикович, – депутат парламента республики. Но речь, как вы слышали, шла о другом – по отчеству Борисович. В сентябре 1993 года, в возрасте 32 лет, он был назначен председателем Службы госбезопасности Абхазии и работал на этой должности шесть лет. И хотя потом работал и секретарем Совбеза, и первым вице-премьером, и даже какое-то время исполнял обязанности премьер-министра, в памяти у большинства он, генерал-майор, остался именно главой СГБ. А в моей памяти он навсегда запечатлелся кричащим охране комплекса правительственных зданий в ноябре 2004 года, во время его так называемого штурма сторонниками Багапша: «Не стреляйте! Не стреляйте!» Возможно, этот момент междоусобного безумия, когда брат пошел на брата, вызвал у него такое отвращение к политике, что он с тех пор исчез из публичного пространства. И даже статья о нем в Википедии, как ни странно, обрывается концом 2004 года, как будто после этого он и не жил, и ничем не занимался.

Отдаю себе отчет в том, что эти мои воспоминания, как и «версии» Нугзара Агрба, вполне возможно, не будут иметь никакого продолжения, воплощенного в реальные факты новейшей истории Абхазии. Но ведь для полного осмысления истории надо знать и о ее альтернативных вариантах развития.

Сегодня многие наблюдатели в Абхазии раскладывают предвыборные пасьянсы и раз за разом приходят к выводу, что разложить достоверный чрезвычайно сложно, что политическая ситуация в Абхазии нынче гораздо более запутана, чем перед всеми предыдущими президентскими выборами.

Но есть некоторые вещи из услышанного мной в последние недели, в чем сомневаться не приходится. Например, когда кто-то сказал, что бывший вице-президент и действующий президент часто не сходились при принятии главой государства кадровых решений. Еще бы! Можно «совпадать» во всех других вопросах, представлениях, но вот в кадровых, где у каждого свое видение людей! Очень трудно. Особенно в маленькой республике, где большинство представителей политической элиты знает друг друга по совместной работе или участию в войне, многие – по учебе в вузе или школе, а кто-то, нельзя исключать, и по детсаду…

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия

  • 16x9 Image

    Виталий Шария

    В 1969 году окончил сухумскую 7-ю среднюю школу, в 1974 году – факультет журналистики Белорусского госуниверситета.

    В 1975-1991 годах работал в газете  «Советская Абхазия», в 1991-1993 годах – заместитель главного редактора газеты «Республика Абхазия».

    С 1994 года – главный редактор независимой газеты «Эхо Абхазии».

    Заслуженный журналист Абхазии, член Союза журналистов и Союза писателей Абхазии.

XS
SM
MD
LG