Accessibility links

Ленингорцам продлили свободу передвижения


Ограничения на поездки в Грузию не устраивают не только ленингорцев, но и цинагарцев, которым запретили пересекать границу почти пять лет назад
Ограничения на поездки в Грузию не устраивают не только ленингорцев, но и цинагарцев, которым запретили пересекать границу почти пять лет назад

Новые правила пересечения границы на пункте пропуска «Раздахан» в Ленингорском районе, которые должны были вступить в силу с 1 января, отсрочены на месяц. Напомним, 26 декабря кабмин Южной Осетии внес изменения в постановление «О некоторых мерах по организации пересечения госграницы республики с Грузией в упрощенном порядке», согласно которым ленингорцам, получившим югоосетинское гражданство, запрещается пересекать границу с Грузией.

30 декабря жителям Ленингорского района объявили, что новые правила пересечения границы переносятся на месяц и вступят в силу не с 1 января, как было обещано, а с 1 февраля. Распространили информацию устно, никаких официальных заявлений и объяснений о причинах переноса не последовало. То есть до 1 февраля пост «Раздахан» работает в прежнем режиме, границу могут пересекать жители Ленингорского района: граждане Южной Осетии – по паспортам, а граждане Грузии – по пропускам, говорит гражданская активистка из Ленингора Тамара Меаракишвили:

«В конце декабря, когда власти объявили об изменениях, люди готовы были сдать югоосетинские паспорта, чтобы ездить в обычном режиме. Многие так думали. Реакция населения была острой. Люди говорили: «Властям осталось только сказать: «Уезжайте отсюда!» Все к этому идет». Я прошу людей не спешить с выводами, набраться терпения. Может, все это и не понадобится, найдется какой-то выход, чтобы сохранить и гражданство, и свободу передвижения.

Ленингорцам продлили свободу передвижения
please wait

No media source currently available

0:00 0:05:21 0:00
Скачать

– Какой, например, выход можно найти?

– Например, можно сохранить паспорт и отказаться от поездок в Грузию минимум до парламентских выборов... Многие так думают».

В самом деле, ограничения на поездки в Грузию не устраивают не только ленингорцев, но и цинагарцев, которым запретили пересекать границу почти пять лет назад. Но и без гражданства Южной Осетии им придется тяжело – они потеряют пенсии и работу на территории республики. Можно предположить, что восстановление свободы передвижения будет одной из главных тем на предстоящих парламентских выборах в районе.

По словам Тамары, отсрочка на месяц дает надежду, что новый регламент пересечения границы все же будет пересмотрен. Зачем-то же его приостановили? Быть может, наверху взвесили все «за» и «против», оценили проблемы, которые могут возникнуть. Например, куда и как теперь везти экстренных больных. Из Цхинвала в клиники Тбилиси их везет Красный Крест. Ленингорцев, пользуясь правом на пересечение границы, везли домочадцы на своих авто или местные кареты скорой помощи. Всего в прошедшем году в клиниках Тбилиси оказали помощь приблизительно четыремстам жителям РЮО.

А как теперь будет с экстренными больными ленингорцами – гражданами РЮО? Через «Раздахан» им нельзя. Значит, их будут везти на скорой до Цхинвала часа полтора-два, а там перегружать в машину Красного Креста и оттуда уже везти в Тбилиси? И что, кто-то всерьез надеется довезти пациента живым?

По словам российского политолога Николая Силаева, на пересмотр этого решения надеются не только жители Ленингорского района, но и все, кто отслеживает ситуацию в регионе:

«Я считаю, что любое давление на людей в Ленингорском районе, тем или иным образом связанное с Грузией, это вещь непродуктивная. Этот вопрос тоже из той области, насколько югоосетинская государственность зрелая. Если югоосетинская государственность с уважением относится к национальным меньшинствам, значит, она зрелая. А если она придумывает всякие способы эти меньшинства гнобить, то она гораздо менее зрелая. Мне кажется, что это тоже такой тест на зрелость, на состоятельность. Если действительно в итоге обойдется без давления, без каких-то суровых и абсолютно незаслуженных мер по отношению к ним, то, конечно, это было бы замечательно. Всегда есть возможность пересмотреть не очень удачное решение, не очень здравое. Я надеюсь, что этой возможностью власти Южной Осетии воспользуются».

После войны 2008 года, когда восточная часть Ленингорского района перешла под юрисдикцию Цхинвала, бывший президент Эдуард Кокойты лично гарантировал ленингорцам защиту их прав, в том числе свободу передвижения в Грузию.

В то время маленькая республика была в центре внимания мирового сообщества. И, кончено, наблюдатели были впечатлены таким подчеркнутым отношением президента к грузинскому населению, его готовностью признать их своими согражданами и в то же время отнестись с уважением к их потребностям бывать в Грузии. Это была большая репутационная победа Южной Осетии на фоне диких историй про этнические чистки из других конфликтных зон в Европе, Африке или Азии. И в последующие три года это был образцовый район. Представьте, ленингорцы доверяли милиции. К начальнику районной милиции люди ходили за советом.

Уже в бытность президентом Леонида Тибилова в район пришли новые начальники, стали отжимать у людей дома, бизнес, появился рэкет, который обложил данью местных торговцев. Да и новое милицейское начальство оказалось склонным к произволу. Потом начались совершенно унизительные для людей истории с заменой пропусков, когда, например, родителям давали документ, а их детям-школьникам отказывали и грозили депортацией в Грузию. Или наоборот.

Затем случилось первое резонансное убийство – безобидного парня Давида Башарули. И первое демонстративное нежелание расследовать преступление, из-за которого торчали уши ленингорских ментов. Потом убийство Арчила Татунашвили…

Так репутационная победа потихоньку рассыпалась и превратилась в политическое поражение. В этом смысле новые ограничения на границе выглядят как нечто последнее, чем еще не навредили имиджу республики.

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия

  • 16x9 Image

    Мурат Гукемухов

    В 1988 году окончил Ставропольский политехнический институт, по специальности
    инженер-строитель.

    В разные годы был корреспондентом ИА Regnum, сотрудничал с издательским домом «КоммерсантЪ» и ​Institute for War and Peace Reporting (IWPR).

XS
SM
MD
LG