Accessibility links

Мамука Хазарадзе ушел. Но куда?


Оба основателя крупнейшего частного банка страны после заседания Наблюдательного совета финансового учреждения в Лондоне заявили о том, что уходят
Оба основателя крупнейшего частного банка страны после заседания Наблюдательного совета финансового учреждения в Лондоне заявили о том, что уходят

Конфликт исчерпан – «ТВС банк» прекращает все правовые споры с Национальным банком и выплачивает штраф в размере одного миллиона лари. Финансовый регулятор официально доволен покладистостью оппонента. При этом крупнейший частный банк страны лишился своего руководства.

Истинная цена сделки – отставка главных фигурантов дела «об отмывании денег» 11-летней давности – Мамуки Хазарадзе и Бадри Джапаридзе. Оба основателя крупнейшего частного банка страны после заседания Наблюдательного совета финансового учреждения в Лондоне заявили о том, что уходят. О своем решении Мамука Хазарадзе сообщил посредством социальной сети Facebook:

«Сегодня Наблюдательный совет банка в Лондоне принял решение о прекращении правового спора с Национальным банком. Это сделано исключительно в интересах «ТВС банка», его акционеров и депозитариев. Соответственно, я принял решение покинуть банк, где прошли 27 лет моей жизни, покинуть банк, который я вместе со своей командой с 500 долларов сделал крупнейшим игроком региона».

Мамука Хазарадзе ушел. Но куда?
please wait

No media source currently available

0:00 0:05:00 0:00
Скачать

По словам банкира, он надеется, что это решение положительно скажется на будущем развитии банка в стабильной и спокойной обстановке. А он «всю свою энергию» посвятит «реализации важнейшего для страны проекта – порта Анаклия». При этом Хазарадзе подчеркнул: он «надеется, что ему дадут довести это дело до конца».

Отставка банкира, в которой некоторые комментаторы усмотрели досрочное поражение, экспертов тем не менее не удивила. По мнению политолога Гии Хухашвили, ход, сделанный Хазарадзе, – был оптимальным в данной ситуации:

«Банковские и его личные риски переплелись. И мы знаем, что банковская система очень сенситивно реагирует на репутационные риски. И это могло вызвать некие необратимые процессы. И, исходя из этого, ему надо было размежевать эти два риска и свои проблемы взять целиком на себя. И это абсолютно логичный и естественный путь решения данной проблемы».

При этом наблюдатели отмечают: выведя банк из-под удара, Хазарадзе набрал репутационные очки в глазах вкладчиков – то есть довольно внушительной части электората. Бывший председатель парламента Давид Усупашвили, в частности, считает, что, сделав этот ход, Мамука Хазарадзе ничего не потерял. Напротив – показал силу, приняв вызов Бидзины Иванишвили на полномасштабную экономическо-политическую дуэль.

«Сегодня он лишь отказался от этого груза, больше ничего. Ни от имущества, ни от бизнес-перспектив, ни от достоинства и, в конце концов, ни от своего 27-летнего детища. А в процессе дуэли все это кладется на чащу весов. Так что понятно, за что будет бороться Хазарадзе. Другой вопрос: за что будет бороться Иванишвили? Наверное, только Ницше, Фрейд и Вебер совместными усилиями смогли бы ответить на этот вопрос», – считает Усупашвили.

Но Гия Хухашвили призывает не торопиться с выводами. По мнению политолога, говорить о начале полномасштабного политического противостояния рано:

«Что касается дальнейшего развития событий, то, может быть, немножко возросли его (Хазарадзе) шансы на интеграцию в политику. Но, исходя из того, что он пока что остается в проекте Анаклия, и этот проект, который находится на стадии развития, тоже будет реагировать на всякие политические риски, он пока что такие решения (перехода в политическое поле) принимать не будет».

Впрочем, другой политолог – Гела Васадзе, напротив, уверен, что Хазарадзе уже давно вступил на скользкую политическую стезю. И, несмотря на некоторые неудачи, на ногах держится довольно уверенно:

«Когда мне говорят: Мамука Хазарадзе пойдет в политику или не пойдет… он уже пошел в политику. Он уже давно в политике. Потому что, обладая таким состоянием и учитывая специфику нашего общества, нельзя не быть в политике. Тем более что он пошел в политику практически в открытую, когда поставил на… но он поставил не на оппозицию, он поставил на власть. Он поставил на тогдашнего премьера Квирикашвили и в общем-то на ту группу, которая была образована вокруг него. А в итоге эта группа потерпела поражение… Ну, понятно, что Бидзине Иванишвили совсем не понравилось, что у Квирикашвили, который был чисто его кадром, появилась не только мощная международная поддержка в лице дружбы с вице-президентом Соединенных Штатов, появилась не только поддержка церкви – столь мощного института, но и, конечно, финансовый ресурс. Поэтому Мамука Хазарадзе давным-давно в политике. Весь вопрос в том, как он будет действовать дальше. Так или иначе, он себе оставил поле для маневра».

Причем поле это довольно широкое. Как считают некоторые наблюдатели, теперь у Хазарадзе развязаны руки – он может либо сам стать открытой политической фигурой с серьезным финансовым ресурсом, либо на эти же деньги создать вокруг себя политическую коалицию, по возможности, оставаясь в тени. И, учитывая усилившееся заступничество со стороны некоторых партий, политический спектр начинает прощупывать почву вокруг возможного нового «центра силы» на выборах 2020.

XS
SM
MD
LG