Accessibility links

Семиструнная Россия


Тенгиз Аблотия
Тенгиз Аблотия

В течение прошедшей недели все постсоветское пространство обсуждало падение в Москве гордости российского авиастроения – самолета «Сухой суперджет». Но я, собственно, не о самолете и не о его крушении, а совсем о другом – о символах. У каждой страны есть символы, с которыми она себя идентифицирует и на которые равняется. Как правило, это что-то возвышенное, масштабное, духоподъемное вроде военных побед и технических изобретений.

Но иногда за громом и молниями скрывается нечто совершенно простое, мелкое и даже недостойное быть символом – но именно оно в конечном счете показывает особенности национального менталитета лучше, чем любые высокопарности.

Для меня настоящий символ России – это... Вот никогда не догадаетесь что. Семиструнная гитара... В ней истинно русское стремление показать всем средний палец, обязательно пытаться делать то, что не получается, да и никому не нужно, – но назло всем.

В средние века в Испании появился самый великий музыкальный инструмент из всех существующих на свете – гитара. Нормальная, человеческая, шестиструнная. Весь остальной мир принял это как данность, даже не пытаясь что-то подкорректировать, резонно посчитав, что совершенство не нуждается ни в каких изменениях. Но – не таковы россияне. Как это – какие-то испанцы чего-то там придумали, а мы что, хуже, сами не можем? И добавили одну струну, превратив великий и совершенный инструмент в нечто абсолютно бессмысленное и беспощадное...

Дело тут не в количестве струн. Дело – в строе, который настолько сложный и настолько отличается от классической испанской гитары, что в итоге на русской семиструнке невозможно сыграть ничего приличного – разве что сопливые романсы или цыганскую хрень в духе «К нам приехал, к нам приехал, Сергей Сергеич дорогооооой!»

Можно, конечно, не придавать этому такое значение и воспринимать как изолированный, единичный факт. А можно посмотреть вокруг и увидеть целый вагон семиструнных гитар в самых различных сферах жизни.

Русские – народ грамотный и образованный, и много чего у них очень хорошо получается: космос, оружие, обработка сырья, продукты питания и т.д. По идее, в нормальной ситуации, без «синдрома семиструнки», русские должны были бы поступить так, как в этой ситуации поступают все остальные нации на этой грешной планете, – сконцентрировать свое внимание на том, что получается хорошо, а если что-то получается плохо – то постепенно, шаг за шагом учиться, и если совсем уж бесполезно – бросить ко всем чертям.

Великие индустриальные нации – немцы и англичане – не выпускают компьютеров и смартфонов. Вероятно, потому, что знают: это не самое их сильное место и конкурировать с американцами-китайцами-корейцами не получится. И ничего с ними от этого не случилось – не пали Лондон и Берлин, немцев и англичан не одолел всеобщий мор, не спустилась с небес божья кара...

Но – не таковы россияне. Их национальный вид спорта – это назло другим упорно делать то, что плохо получается. Например – самолеты. Ну вот, летает весь мир на «Боингах» и «Эйрбасах», летают страны, куда более развитые и продвинутые, чем Россия. Но при этом ни у кого не возникает странное и необъяснимое стремление во что бы то ни стало, ценой громадных денег выпустить самолет, который никому не нужен и который приходится продавать местным перевозчикам под страхом тюрьмы. Притом что «Сухой суперджет» даже формально не может считаться достижением российского авиастроения, так как почти полностью состоит из иностранных деталей. Зачем с точки зрения нормальной, человеческой логики нужен такой самолет? Нужен так же, как и семиструнная гитара, – показать всем: мы тоже можем, нате, выкусите!

Или как вам эпическая история с ВАЗом, в который было вбухано государственных денег наверняка больше, чем частные инвесторы вложили за 100 лет в «Мерседес»? Столько мучений, столько реорганизаций, реформ, новых директоров – а толку никакого. Что только не делали: и менеджмент меняли, и попов с кадилами таскали, но – как было ведро с гайками, так и осталось.

В итоге в правительстве России поняли, что еще чуть-чуть и расходы на ВАЗ превысят затраты на строительство космических кораблей, взяли да и пригласили инвестора – «Рено-Ниссан». Теперь франко-японский концерн производит автомобиль, которой формально российский – Lada x-rey, а по сути – Nissan x-trail с небольшими изменениями.

Вопрос: зачем надо было 20 лет городить огород и почему сейчас нельзя просто и честно признать: «Чуваки, забудьте, нет никакой «Лады», есть честный, нормальный «Ниссан»? Но – нет. Пусть «Рено-Ниссан», пусть на 100% из импортных деталей, но – формально наш. Назло всем. Покажем дети всем вокруг и вместе средний палец!

У меня есть эксклюзивный рецепт развала российской экономики до основания так, что она больше никогда не восстановится. Знаете, что надо для этого сделать? Американцы должны объявить, что строят гигантскую базу на Венере. Плевать, что никто этого делать не собирается, плевать, что это невозможно, да и никому не нужно. Пусть скажут, что строят. На второй день Россия начнет немедленно строить базу – раз в пять больше. Вбухают в это все деньги, весь бюджет до копейки, будут в мороз босиком ходить, но построят-таки базу на Венере, которая не фиг никому не нужна... Это, конечно, шутка, но стоит попробовать, а вдруг повезет?

Я бы мог перечислять раз за разом случаи, когда в России назло Западу брались за то, что им было не под силу, да и по большому счету не нужно, но формата «ЭК» на это не хватит.

«Синдром семиструнки» – это симптом главного заболевания России – нежелания признать свое место на карте мира. Признать, что с точки зрения экономики, технологий, финансовых возможностей и уровня образования общества Россия находится примерно на уровне Бразилии и Индонезии. Их системы, в которых свободный рынок сосуществует с гигантской коррупцией, а высокий уровень цивилизации с дикостью и криминалом, – очень похожи друг на друга. Быть в одном лагере с Бразилией и Индонезией совсем неплохо. Это вполне нормальные, приличные страны, с мощной растущей экономикой, с ультрасовременными городами из стекла и бетона. Казалось бы, живи, развивайся, иди вперед, делай то, что хорошо можешь, и учись тому, что пока не под силу…

Но, увы. В России другой лозунг: «Мы не можем быть как КАКАЯ-ТО ТАМ Голландия или Польша». Пардон, конечно, но до Голландии и даже до Польши вам расти и расти.

Есть лишь один способ, чтобы Россия стала великой страной, в которой жизнь была бы комфортной для простого русского человека. Для этого не надо откусывать чужие территории и поддерживать самые одиозные режимы по всему миру. И уж точно жизнь простого русского человека не станет лучше, оттого что Башар Асад и Николас Мадуро еще некоторое время просидят на российских штыках.

Способ прост – живите для себя. Не против, не назло, не в пику кому-то. А для себя. Хватит уже тягаться с тем, что вам не под силу. Играйте на шестиструнке. Как весь мир. И тогда у вас точно все наладится.

Мнения, высказанные в рубриках «Позиция» и «Блоги», передают взгляды авторов и не обязательно отражают позицию редакции

  • 16x9 Image

    Тенгиз Аблотия

    Родился в 1970 году, до 17 лет жил в Сухуми. С 1989 года учился на факультете журналистики в Тбилисском государственном университете.

    В 1990 году начал профессиональную деятельность в информационном агентстве «Ипринда». Впоследствии сотрудничал с «Радио России», Русской службой BBC, грузинским агентством бизнес-новостей GBC-news, телеканалом «ПИК», бизнес-радио «Коммерсант», и многими другими.

    Является блогером «Эхо Кавказа» с июня 2010 года.

XS
SM
MD
LG