Accessibility links

Югоосетинская неделя: открытые перспективы, закрытая граница и фальшивка от КГБ


Неделя началась с громкого разоблачения грузинских планов на Южную Осетию. КГБ республики заявил, что сумел раздобыть некий секретный документ, из которого следует, что Грузия хочет вернуть под свою юрисдикцию отколовшиеся от нее республики. Набор средств широчайший – от силовых провокаций до подкупа населения. Опубликован и сам вещдок – раздобытый документ на фирменном бланке СГБ.

Я не знаю грузинского, поэтому воспользовался переводом на русский, опубликованном на «Ресе». Шапка документа сбивает с толку. Если это программа «Мечты», то почему на бланке СГБ? Или планы «мечтателей» принимают в СГБ? Непонятно, ну да бог с ним.

Документ подписан 24 мая 2015 года начальником департамента Вахтангом Гомелаури. Проверяем по интернету. Сначала на сайте «Эха Кавказа». Материал Звиада Мчедлишвили «Госбезопасность возглавит бывший телохранитель Иванишвили». Коллега пишет: «Гомелаури был сегодня представлен премьером на пост руководителя Службы государственной безопасности, которая начнет функционировать уже первого августа… Если депутаты парламента одобрят кандидатуру Гомелаури, то чиновник возглавит ведомство, которое было образовано в результате реформы системы МВД». Материал от 20 июля 2015 года, и, судя по содержанию, Вахтанг Гомелаури еще не назначен. Открываем Википедию: «Гамелаури возглавил СГБ Грузии с 1 августа 2015 года».

Скачать

Т.е. на два месяца и одну неделю позже даты опубликованного документа.

Маху дали, господа чекисты. Это не секретный документ – это небрежно сработанная фальшивка.

Вопрос зачем? Попугать население? А зачем его пугать, или, по мнению КГБ, люди мало натерпелись за 20 лет конфликта, надо еще постращать? А может, это повод начать охоту на ведьм? Типа «они» уже среди нас и рвутся к власти?

А если по существу вопроса, то, во-первых, это секрет полишинеля. Политика вовлечения Южной Осетии и Абхазии реализуется уже много лет и вполне открыто. Пока что отколовшиеся республики не горят желанием вернуться под юрисдикцию Тбилиси, но благодаря этой политике в клиниках Тбилиси проходит бесплатное лечение около пятисот граждан Южной Осетии в год, причем во многих случаях речь идет о спасении жизни, о дорогостоящих и высокотехнологичных операциях, иногда стоимостью более ста тысяч долларов США.

Грузия готова тратить эти деньги с прицелом на будущее. Это нормально. Грузия мечтает вернуть Абхазию и Южную Осетию. А Россия мечтает вернуть если не под свою юрисдикцию, то под свое влияние Грузию, Украину и еще кого-нибудь.

Вопрос: а чего хочет Южная Осетия? Есть у нее политика в отношении Грузии? Заявления Цхинвала, которые мы слышим (я не говорю действия – их нет), это не политика, это позиция, она ничего не дает. Но политика на этом направлении могла бы быть, считает российский политолог Модест Колеров. В первую очередь это политика, направленная на привыкание грузинского населения к тому, что на севере есть сосед, на заинтересованность людей в этом соседе, говорит Модест Колеров:

«Я сторонник того, чтобы Абхазия и Грузия, Южная Осетия и Грузия развивали горизонтальные отношения без решения вопроса о суверенитете. Это может быть общение по ветеринарным вопросам, еще каким-то. Для того чтобы заработал эргнетский рынок южнее Цхинвала никаких уступок не нужно, есть же практика межграничной торговли, межграничного сближения? Пусть работают, для этого не надо поступаться суверенитетом никому. При этом практика такова, что грузины Галльского и Ленингорского районов и так туда-сюда ходят.

Вы считаете, им надо сохранить свободу передвижения?

– Разумеется, полная свобода передвижения, у них родственники со всех сторон, я не понимаю, на каких основаниях можно запретить законное пересечение границы?»

По мнению Модеста Колерова, люди, которые не уехали в Грузию, а остались жить в республиках, – большая гуманитарная ценность для Абхазии и Южной Осетии. По их самочувствию, по их защищенности жители Грузии будут судить о республиках. Эти важный элемент политики молодых республик.

9 сентября в Южной Осетии отмечают день установления дипломатических отношений с Российской Федерацией. Из всего, что было сказано в этот день, наверное, главное сказал политолог Вячеслав Гобозов: за 11 лет установления дипломатических отношений Цхинвал не выработал политику в отношении России:

«Мне кажется, что если бы югоосетинские структуры, занимающиеся внешнеполитическими вопросами, были более инициативны, то за эти 11 лет можно было бы получить больше дивидендов благодаря России.

Я уже несколько лет повторяю, что модель взаимоотношений между Российской Федерацией, как двух независимых государств, она до сих пор не сложилась. Примером тому является и этот институт кураторства, и еще какие-то структуры, которые то появляются, то исчезают.

То есть за эти 11 лет до сих пор ведется поиск той модели. И, кстати, события «снежной революции» 2011 года – прямое следствие того, что нет внятной, четкой модели взаимоотношений, даже учитывая, что есть дипломатические отношения, заключено масса соглашений, то есть формально все правильно. Но эта модель должна учитывать ту особую роль, которую Россия играет в югоосетинских делах и в истории Южной Осетии. И за это, кстати говоря, во многом ответственна югоосетинская сторона, потому что Россия – огромная держава, у нее и без нас хватает вопросов, и Южная Осетия не является для нее таким уж приоритетом во внешней политике. А вот для нас она – приоритет. И как раз мы должны себя очень инициативно вести во внешнеполитической сфере именно во взаимоотношениях с Россией. А до сих пор такое впечатление, что большинство инициатив вносит Россия, а с нашей стороны следует только одобрямс».

В четверг, 12 сентября, заместитель председателя правительства – министр экономического развития Геннадий Бекоев – отчитался по итогам поездки на Дамасскую ярмарку. По его словам, несмотря на непростую ситуацию в стране, ярмарка прошла активно. В выставке приняли участие предприниматели из 48 стран.

Говоря о сотрудничестве между странами в сфере бизнеса, Бекоев рассказал о фармацевтической индустрии САР. «Эта сфера может быть для нас интересна», – заметил министр. В ходе встреч, подчеркнул Бекоев, обсуждались вопросы торгово-экономического взаимодействия двух республик в указанных сферах. Он также добавил, что в налаживание деловых связей между Сирией и Южной Осетией можно привлечь крупную осетинскую диаспору, которая исторически проживает в этой арабской республике.

То есть планов по-прежнему громадье. Все эти реляции про внешнеэкономическую деятельность, все эти истории про сотрудничество напоминают эпизод о шахматном турнире в Васюках. Когда великий комбинатор завораживал местных любителей шахмат перспективами проведения межпланетного шахматного турнира в Нью-Васюках.

Это все новости завтрашнего дня, которые не наступают, потому что за всеми отчетами о проведенных плодотворных встречах, о подписанных документах ничего не следует, кроме приятных воспоминаний о путешествии.

Например, в июне прошлого года было объявлено, что в Крыму будут открыты фирменные магазины с продукцией югоосетинских предпринимателей – об этом договорились главы торгово-промышленных палат Крыма и Южной Осетии.

Вот интересно, где эти фирменные магазины? Кто в них торгует, кому они приносят доходы, платят налоги?

В понедельник пресс-служба КГБ официально заявила о закрытии пунктов пропуска «Раздахан» и «Синагур» на неопределенный срок в связи с нагнетанием официальным Тбилиси напряженности на ряде участков границы Грузии с Южной Осетией и вытекающим отсюда осложнением оперативной обстановки в приграничной зоне. По официальному сообщению, работу пунктов пропуска планируется возобновить после нормализации обстановки.

Ленингорцев это сообщение не успокоило. Что значит «до нормализации обстановки» – когда грузины уберут пост или когда Грузия подпишет договор о неприменении силы?

Понятно, что в процессе этой самой нормализации ее критерии могут меняться, тем более если учесть переменчивость настроений местной бюрократии. Люди стали звонить знакомым, начальникам и наводить справки. Информация моих источников совпадает с той, которой владеют жители района, и сводится она к следующему. Решение о закрытии принимал лично президент, и только он может ее открыть. Когда это случится и случится ли вообще, никто не знает, потому что глава государства этот вопрос ни с кем не обсуждал. Видимо, отсюда размытость официальных формулировок.

В районе застряли студенты, приехавшие на каникулы, – у них в конце месяца начинается учеба. Дачники, которые приезжают в свои дома из Грузии на все лето или на время отпуска. Застряли местные врачи и учителя, которые каждое утро приезжали на работу из Церовани. Они хоть и заинтересованы в этой работе, но не такой ценой. Теперь люди напуганы и хотят вернуться к своим семьям.

В понедельник ленингорцы связались со своим депутатом Зазой Дрияевым и потребовали разъяснений. Депутат прибыл на встречу во вторник, но ситуации не прояснил. По его словам, закрытие дороги – это решение Совета безопасности, что и как будет дальше, ему не известно. По завершении встречи они передали через него коллективное обращение к президенту республики, в котором просят Анатолия Бибилова не закрывать пункт пропуска «Раздахан»:

«…Эта дорога для нас жизненно необходима. У нас в районе немало онкологических больных, которые стоят на учете в клиниках Тбилиси. Есть больные, стоящие в очереди на операцию. Невозможно перечислить все проблемы. Мы не можем донести наши проблемы до местного руководства. Наши проблемы остаются неуслышанными. Мы помним ваши обещания, что дорога останется открытой. Надеемся, что вы примете близко к сердцу нашу боль...»

Под письмом 242 подписи. По словам гражданской активистки Тамары Меаракишвили, это беспрецедентная акция в истории восточной части района, которая перешла под юрисдикцию Цхинвала в 2008 году:

«Для Ленингорского района двести пятьдесят подписей под обращением к президенту – это очень много, тем более если учесть, что четыреста жителей уже выехали из района. Наши жители не отличаются гражданским мужеством. Они не умеют отстаивать свои права, даже когда речь идет о правах их детей, – я сама много раз была тому свидетелем. И то, как они себя повели сейчас, говорит о том, что они доведены до крайности, до отчаяния. Люди говорят: если мне станет плохо – я умру, закрытие дороги они воспринимают как окончание жизни. Здесь много одиноких стариков, беременных женщин, просто больных людей, а врачей у нас нет. Квалифицированную помощь могут оказать только в Тбилиси».

По мнению аналитика Международной кризисной группы Олеси Вартанян, официальная версия закрытия пунктов пропуска как ответ на строительство грузинского поста у селения Цнелис выглядит нелогичной, малопонятной, потому что Цхинвал причиняет ущерб не Грузии, а своему населению и своей репутации, а заодно и репутации своего патрона – Москвы. Понятно, что оппозиция сейчас упрекает президента и его команду в нерасторопности, неспособности предупреждать такие ситуации. В этих условиях президент решил продемонстрировать решимость, но в результате, образно выражаясь, выстрелил себе в пятку, говорит Олеся Вартанян:

«Какие бы там причины не были, понятно, что закрытие «Раздахана» приведет к большим политическим проблемам регионального масштаба. Потому что в Тбилиси и за рубежом мало кто будет разбираться, почему вдруг в Цхинвали решили закрыть эту дорогу. Все будут смотреть на это как на очередную попытку России оказать давление на Грузию. Поэтому там будут совершенно другие политические последствия».

От российских экспертов, можно услышать другую версию происходящего, которая немного перекликается с той, что рассказала Олеся Вартанян. Правда, она изрядно сдобрена конспирологией, но при этом не лишенной изящества.

Некоторые российские эксперты воспринимают историю у селения Цнелис как согласованную игру «Грузинской мечты» и Москвы. Суть в том, чтобы этой маленькой победой поддержать Саломе Зурабишвили и реабилитировать Георгия Гахария после событий у парламента Грузии перед назначением на пост премьера. Дескать, в отсутствие своих кадров в Тбилиси Москва готова играть хоть с ними. В противном случае, утверждают сторонники этой версии, российские силовики никак не могли прозевать историю с установлением поста. А когда Бибилов бросился исправлять ситуацию, его одернули из Москвы. В ответ на это югоосетинский президент устроил скандал в Ленингорском районе, прекрасно понимая, что он окончится обвинениями в адрес Москвы. В результате, считают сторонники этой версии, получилось своеобразное предложение Москве: хотите избежать скандала – помогите выбраться из истории.

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия

  • 16x9 Image

    Мурат Гукемухов

    В 1988 году окончил Ставропольский политехнический институт, по специальности
    инженер-строитель.

    В разные годы был корреспондентом ИА Regnum, сотрудничал с издательским домом «КоммерсантЪ» и ​Institute for War and Peace Reporting (IWPR).

XS
SM
MD
LG