Accessibility links

Министр культуры отработал положенный срок


Михаил Батиашвили попросил не искать каких-либо подтекстов в его решении и попросил не прибегать к политическим спекуляциям
Михаил Батиашвили попросил не искать каких-либо подтекстов в его решении и попросил не прибегать к политическим спекуляциям

Михаил Батиашвили – министр образования, науки, культуры и спорта Грузии уходит в отставку. Теперь уже бывший глава ведомства заявляет, что решение это было принято в силу личных обстоятельствах. Впрочем, верят ему далеко не все.

Ничего политического, только личное: Михаил Батиашвили попросил не искать каких-либо подтекстов в его решении и попросил не прибегать к политическим спекуляциям. На этом посту он провел чуть больше года. При этом он стал первым министром, который возглавил ведомство, объединившее Минобразования и Минкульт. Оно в конечном счете получило название Министерства образования, науки, культуры и спорта.

Именно при министре Батиашвили грузинское правительство анонсировало беспрецедентную реформу: пообещало вкладывать в образование четверть бюджета страны. Примечательно, что на презентации этой инициативы слово не было дано непосредственно министру. Разговоры о том, что он может скоро лишиться должности, начались уже тогда.

Министр культуры отработал положенный срок
please wait

No media source currently available

0:00 0:05:05 0:00
Скачать

Сегодня в своем прощальном слове он подвел итоги своей деятельности:

«За этот период у нас было множество беспрецедентных достижений в спорте. Мы начали изменения в сфере культуры, которые должны быть усилены. Но основной перелом произошел в системе образования. Это огромное достижение «Грузинской мечты». Впервые одним из главных приоритетов страны образование стало именно при этой власти. А я планирую свою энергию вложить в осуществление образовательных проектов при активном сотрудничестве с весьма известными международными компаниями».

В оппозиции сразу заявили, что «Мечта» в преддверии выборов пытается избавиться от министра, при котором ведомство оказалось в центре громкого скандала. В конце прошлого года, после президентских выборов, скончалась Ия Керзая – директор 6-й школы в Зугдиди. Ее родные изначально говорили, что резкое ухудшение здоровья женщины было напрямую связано с давлением, которое оказывалось на Керзая из-за ее политических убеждений. В августе этого года прокуратура закрыла дело, заведенное в связи со смертью директора, – ввиду «отсутствия состава преступления». Сын Керзая – Бачана Шенгелия пошел дальше, и вчера в Европейском суде был зарегистрирован иск «Шенгелия против Грузии»:

«Им (власти) просто не нужен министр, который обвиняется в тяжелом преступлении. Соответственно, они решили, что ему лучше уйти. Если посмотреть информацию за последнее время, вы увидите: этот человек (Батиашвили) анонсировал проекты на годы вперед, и вдруг в четверг утром он заявляет, что уходит с должности. Конечно, (смерть моей матери) имеет прямое отношение к этому».

Сам экс-министр это категорически отрицает. Правда, отмечает, что рад тому, что дело Ии Керзая отправлено в Страсбург.

С 2004 года на посту министра образования сменилось более 10 чиновников. Срок, проведенный ими на этой должности, в среднем составляет чуть больше года. Координатор Американской академии в Тбилиси им. Гиви Залдастанишвили Симон Джанашия говорит, что власти, как правило, чередуют министров по принципу: приближаются выборы – значит, на пост назначают министра-популиста, выборы прошли – его сменяет министр, который умеет не только красиво говорить, но и что-то делать. Таким образом, считает Джанашия, подобные перестановки зачастую связаны с желанием сохранить власть, а вовсе не с результатами работы того или иного главы ведомства. Если же подвести итоги деятельности Батиашвили на посту, картина вырисовывается следующая:

«Было несколько важных шагов в сфере образования. Он ввел систему поощрения педагогов, в связи с чем сейчас в нее стали приходить молодые учителя, а педагоги пенсионного возраста ее покинули. Второе: отмена выпускных экзаменов и сокращение приемных. Третье: он приостановил схему усовершенствования педагогов, которая особо не способствовала их профессиональному развитию, но заставляла терять много времени, ввиду бюрократии и пр. Если же говорить о негативном: министерство все так же остается карательным механизмом, используемым партией и силовыми ведомствами. Никаких системных изменений, для того чтобы школы стали более независимыми и смелыми в принятии решений, чтобы они были меньше связаны с политической повесткой дня, проведено не было».

«Мавр сделал свое дело, Мавр может уходить», – говорит Дея Метревели, в прошлом руководившая Национальным центром книги. В июне этого года этот центр и Дом писателей были упразднены, а на их базе был основан Фонд грузинской литературы. Метревели убеждена, что Михаил Батиашвили возглавлял ведомство, для управления которым у него не было ни опыта, ни компетенции. Отсюда, как она считает, и столько ошибок, среди которых и такие, которые невозможно исправить:

«Мы, люди, занимающиеся направлением культуры, знали, что его никогда не интересовали культура, искусство и происходящие в этой сфере процессы: проблемы, нужды, вызовы – они даже не попадали в его поле зрения. Он запомнился нам как министр, который очень не любил ни литературу, ни искусство».

Кто займет место Михаила Батиашвили – пока не сообщается.

XS
SM
MD
LG