Accessibility links

Время уклоняться от объятий


В Рунете гуляет анекдот: «Друзья, в это трудное время все мы должны держаться друг от друга подальше». И с тем же намеком на пандемию коронавируса звучит сейчас библейское «время уклоняться от объятий». Только попробуй в Абхазии, например, уклонись от них…

Так совпало, что в минувшую субботу я был приглашен родителями пятилетней девочки на ее первый в жизни юбилей в детский развлекательный центр (пока дети там играют, посидеть рядом взрослым за накрытым столом – святое дело), в минувшее воскресенье – на поминки в соседний зал торжественных обрядов, а вчера, во вторник, – на годовщину в загородный ресторан-пацху. В первом случае не пошел, но пошли мои домашние, а это с эпидемиологической точки зрения почти одно и то же: если бы они, общаясь с кем-то из гостей, оказались инфицированными, то это наверняка перешло бы и ко мне. Что касается похорон, поминок и так далее, то близко контактировать там пришлось с десятками людей, с обязательными рукопожатиями, а то и обнимашками и традиционными поцелуями в щеку.

При этом парадоксальность ситуации была в том, что в группках людей, которые неизбежно собирались-распадались на протяжении нескольких часов во время похорон у двора дома, где покоился усопший, обязательно заходила речь об угрозе проникновения на территорию Абхазии «проклятого коронавируса», а кое-где в них еще находились самодеятельные лекторы, начинавшие рассуждать о том, что в старину на Кавказе было принято приветствовать друг друга совсем иначе, «дистанционно». Но теория – одно, а практика – другое. Пару раз, подходя к этим группкам, я пытался поздороваться «бесконтактно», но обязательно находился хоть один, который протягивал руку… и что ты будешь делать, куда денешься? Не вызывать же у людей обид.

Время уклоняться от объятий
please wait

No media source currently available

0:00 0:05:39 0:00
Скачать

Один известный в Абхазии человек и активист «Фейсбука» написал вчера на своей страничке: «Большой риск подхватить вирус был у наших кандидатов в президенты, к которым лезли целоваться многие наши несознательные граждане». Кстати, многие телезрители обратили внимание на видеокадры встречи избранного президента Аслана Бжания и и.о. президента Валерия Бганба в кабинете последнего. Тут была, что называется, палка о двух концах. В принципе, они должны были бы продемонстрировать населению пример поведения в условиях мер по защите населения от коронавирусной инфекции (Бганба, в частности, одно за другим подписывает распоряжения на эту тему). Но победило все же другое – стремление продемонстрировать доброжелательность и теплоту отношений, и они обнялись и облобызались…

Вчера, бесспорно, доминирующей темой в моей фейсбучной ленте стала пандемия коранавируса. Нет, посты и комментарии о ней встречались в абхазском сегменте соцсети и раньше, но в предыдущие недели преобладала, конечно, предвыборная тематика. А тут, после благополучного завершения выборов, как прорвало…. Или, как высказался в своем посте один мой фейсбучный друг, будто сняли некие фильтры.

Способствовало этому, очевидно, и то, что и.о. президента Абхазии Валерий Бганба подписал во вторник распоряжение о новых мерах по защите населения от коронавируса. Большинство их вводится с 24.00 часов 25 марта по 7 апреля 2020 года. (Не совсем понятно, правда, было, когда наступят эти «24.00» - в полночь на 25-е или на 26-е, в таких случаях обычно используют другую точку отсчета – «с нуля часов». Потом, из других сообщений СМИ, стало ясно, что подразумевалась ночь на среду 25 марта.) Среди них – запрет экскурсионной деятельности на территории Абхазии, въезда в республику иностранных граждан и лиц без гражданства в экскурсионных и туристических целях, приостановление деятельности магазинов беспошлинной торговли (дьюти-фри) на абхазо-российской государственной границе. А с 24.00 часов 27 марта по 7 апреля 2020 года приостанавливается деятельность объектов общественного питания вне зависимости от форм собственности (то есть организаторы упомянутых мною ранее застолий вовремя успели их провести), центральных и вещевых рынков в г. Сухуме и районах республики, работа общественного транспорта (внутригородского, пригородного, междугороднего) за исключением такси. Также до 7 апреля приостановлены занятия в школах, вузах и других образовательных учреждениях. Всего в распоряжении 23 пункта.

Что касается торгующих продуктами на рынках, то они, чует мое сердце, просто переместятся на тротуары улиц, примыкающих к рынкам. По крайней мере, многие из них. Подобные ситуации возникали, помню, в позднесоветские годы, когда местные власти пытались регулировать рыночные цены.

Так или иначе, но сегодня с утра множество домохозяек устремилось на Сухумский центральный рынок для закупа запаса продуктов. Продуктовые магазины, в том числе примыкающие к рынку, продолжат работу в обычном режиме, но мне рассказывали, что вчера около девяти вечера самый популярный из них был набит битком покупателями намного больше, чем там обычно бывает их днем. Раньше до сметания с полок всего и вся у нас не доходило, были только отдельные проявления, когда, например, на днях продавщица крупного продмага рассказывала, что одна покупательница унесла оттуда продуктов питания на 50 тысяч рублей.

Среди интернет-комментариев на вводимые меры по защите от коронавируса мне запомнился следующий, весьма типичный. Авторы таких постов обычно очень любят поумничать и раскритиковать все на свете, но при этом нередко демонстрируют весьма слабую осведомленность. Вот и этот автор возмутился тем, что с пятницы в Абхазии запрещают вдруг работу общественного транспорта, а до этого все занимались одними президентскими выборами и не обращали внимания на подступающую угрозу коронавируса. Но, во-первых, меры принимались уже давно, и если он о них ничего не слышал, это его проблемы. Во-вторых, эти меры должны соответствовать ситуации. Наверное, если бы работу общественного транспорта остановили недели три-четыре назад, это бы точно было воспринято как неадекватное решение. Сейчас же, когда в соседней России зарегистрировано почти 700 подтвержденных случаев заражения, а в соседней Грузии – более 70, это было встречено с пониманием, хотя, наверное, и не всеми. Кстати, когда в первый раз 12 февраля я обратился на «Эхе Кавказа» к теме коронавируса, количество жертв от него в мире преодолело психологический рубеж в тысячу человек. Сейчас, спустя менее полутора месяцев, жертв уже почти 19 тысяч.

Некоторые абхазские интернет-пользователи возмущались, комментируя фото и видео с колонной автомобилей, растянувшейся с российской стороны погранпоста «Псоу». И их не удовлетворяли объяснения, что эта колонна возникла из-за установки на абхазской стороне тепловизора, проверка на котором удлиняет процедуру преодоления границы. Кстати, российский сервис бронирования жилья для отдыха Tvil.ru опросил пользователей социальных сетей и выяснил, куда бы они отправились на весенние каникулы, которые стали значительно длиннее из-за мер, введенных в РФ против распространения коронавируса. Тридцать процентов родителей хотели бы отправиться с детьми в Крым. Чуть меньше опрошенных вообще никуда не планируют ехать и останутся дома на карантине. Третий пункт занимает решение отправиться в деревню к родственникам или на дачу. Около восьми процентов не против спрятаться от коронавируса в Краснодарском крае. В пятерку предпочтений вошла и Абхазия, почти семь процентов опрошенных отправились бы в республику вместе со своими детьми.

По Сухуму ходят разговоры, что в Пицунде и Гагре заселилось много российских туристов, и кто, мол, может гарантировать, что среди них нет коронавирусоносителей: ведь даже тепловизор тут может не помочь, ибо температура у них поднимается не сразу.

И как крик отчаяния прозвучал пост известной в Абхазии деятельницы туристической сферы, которая написала: «Сохраним островок здоровья! Если хотите знать мое мнение: границу надо закрыть СЕЙЧАС недели на две. Иначе мы останемся без летнего сезона, так как закроемся перед ним».

«Меры, увы, недостаточны, – считает один из интернет-форумчан. – Пока наглухо не закроют границы, опасность существует в любом случае. Всего один человек с вирусом пересечет границу – и этого хватит, чтобы зараза распространилась. Только один способ нас защитит – всех, кто хочет, выпускать, никого не запускать обратно».

Парламент Абхазии сегодня обратился к жителям республики с призывом соблюдать введенные правительством меры по борьбе с коронавирусом. «Сегодня нам важно поставить мощный заслон на пути возможного распространения этого опасного заболевания», – говорится в нем.

Еще несколько дней назад объявил о своем временном закрытии для паломников Новоафонский монастырь. Интернет-пользователи с пониманием и одобрением восприняли вчерашнее обращение его наместника отца Давида (Сарсания), который написал: «Более сотни лет тому назад от испанки погибла вся семья моего прадеда, его первая жена и трое детей… До сих пор через границу Абхазии заезжает немалое количество туристов как с помощью туристических агентств, так и частным образом. Это ставит нас в уязвимое положение относительно проникновения инфекции. Собратья пастыри и священнослужители! Отмените все общественные богослужения и призовите паству молиться дома. Пожалуйста, помогите сохранить жизнь пожилым верующим, для которых этот вирус особо опасен. Подумайте о том, как можно в условиях карантина поддержать таких людей продуктами и лекарствами. Прошу отменить до наступления лета свадебные торжества. Прошу отменить поминальные трапезы… Не будем искушать Господа своей глупостью и гордыней».

А вот руководство Абхазской православной церкви решило внести свой вклад в борьбу с пандемией, благословив проведение на будущей неделе крестного хода с молитвами против коронавируса. Один из интернет-форумчан, врач, откликнулся на это язвительно: «А в это время конкурирующая организация предлагает крестный ход – 15 км в плотной дружеской компании от Сухумского собора до Каман. (Если что, психиатрическая больница у нас в другом месте)».

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия

  • 16x9 Image

    Виталий Шария

    В 1969 году окончил сухумскую 7-ю среднюю школу, в 1974 году – факультет журналистики Белорусского госуниверситета.

    В 1975-1991 годах работал в газете  «Советская Абхазия», в 1991-1993 годах – заместитель главного редактора газеты «Республика Абхазия».

    С 1994 года – главный редактор независимой газеты «Эхо Абхазии».

    Заслуженный журналист Абхазии, член Союза журналистов и Союза писателей Абхазии.

XS
SM
MD
LG