Accessibility links

Мир, который мы потеряли – ненадолго


Тенгиз Аблотия
Тенгиз Аблотия

Напротив моего дома в сентябре прошлого года открыли новый крупный торговый комплекс «Сити молл». Мощное стеклянное здание с рекламными экранами и силуэтами атрибутов сладкой жизни – магазинов различных брендов, расположившихся на четырех этажах комплекса. «Сити молл» несколько украсил унылый пейзаж потрепанных советских многоэтажек и внес в него некоторое разнообразие.

И вот пару дней назад я в очередной раз проходил мимо теперь уже пустого здания. Дело было вечером, делать было, самой собой, нечего, а на улице в это время можно было увидеть разве что отдельных энтузиастов. Даже бродячих собак – и тех больше.

В это время на фасаде здания был включен огромный рекламный экран, который работал буквально до последних дней, почти две недели после объявления чрезвычайного положения. Странно было на это смотреть – кому и зачем нужна реклама в это коронно-кризисное время? Видать, у владельцев «Молла» слишком много денег, и они не знают, куда их девать.

Мир, который мы потеряли – ненадолго
please wait

No media source currently available

0:00 0:06:12 0:00
Скачать

Так вот, как я уже сказал, на фасаде здания был включен огромный рекламный экран, на котором показывали церемонию открытия торгового центре в сентябре. Праздничное настроение, толпы ярко одетых богачей, представителей шоу-бизнеса и политики, дамы в вечерних платьях, мэр Тбилиси, спикер парламента... Все довольные, сытые, гламурные.

В зал, где проходит презентация, с фанфарами входит духовой оркестр, музыканты которого одеты в военную форму XVIII века в духе оркестра одиноких сердец сержанта Пеппера... Вокруг яркие огни, иллюминация, дождь из конфетти, фейерверк под конец вечера.

Это было всего каких-то полгода назад, и ни один, даже самый продвинутый предсказатель, даже сам месье Нострадамус вряд ли мог себе представить, что я буду смотреть это зрелище в одиночку, в пустоте, когда всего в восемь вечера ближе всех ко мне был прохожий в метрах 50 от меня...

Держите безопасную дистанцию – не менее 1,5 метров.

Открытие «Сити молла» было обычным гламурным мероприятием, каких в столице Грузии проводится, пардон, проводилось, по несколько штук в месяц. Более того, время от времени в различных, не самых центральных районах города можно было по вечерам услышать звуки салюта. Это не были государственные праздники или презентации каких-то крупных объектов, это мог быть день рождения какого-то толстосума или гулянье по случаю юбилея какой-нибудь бизнес-компании.

И вот сейчас, в восемь вечера, с тоской смотря на жизнерадостное видео на фасаде «Сити молла», начинаю понимать: все это – мир, который мы потеряли, будет надеяться, что ненадолго, пусть на два-три месяца, но все же.

Гламурное видео с «Сити молла» напомнило мне картинку, часто встречающуюся в голливудских фильмах-катастрофах... Когда через много столетий после катаклизма археологи нового мира находят следы прошлой цивилизации. Так, мелочь, кусок барельефа с разрушенного здания, обломок стекла с небоскреба, какую-нибудь диковинную безделушку, не имеющую практического назначения, но именно поэтому, по причине своей бесполезности, представляющую особую ценность. Картинка праздничного открытия торгового центра выглядела в нынешних условиях также дико и неестественно, как и следы давно ушедших цивилизаций.

А ведь это было совсем недавно. Начинаешь понимать, как же мы все-таки здорово жили... Как оказалось и как мы сейчас понимаем, Тбилиси был активный, динамичный город с бурной вечерней жизнью, с блестящим центром, где полно различных увеселительных заведений, и развитой сетевой торговлей.

А еще – толпы иностранцев на улицах, от которых никто не убегает, как от прокаженных… Тбилисский аэропорт, загруженный настолько, что пришлось срочно строить второй терминал...

А пробки... О, это прекрасное слово «пробки»... Как же мы их не ценили. Многое бы я сейчас отдал за то, чтобы в городе были пробки – символ мира, стабильности и экономического роста. Они действуют на нервы, вызывают острое желание выскочить из машины с пулеметом наперевес, да так, чтобы пулемет покрупнее да помощнее, да чтобы скорострельность была повыше.

Но, оказывается, есть и другой взгляд: автомобильный затор – это своего рода символ жизненной активности... Я двигаюсь, стало быть, существую.

Мелочи, о которых никто из нас никогда не задумывался, которые мы принимали как нечто само собой разумеющееся. Но, как оказалась, ничто не свете не бывает постоянным и неизменным.

А еще, мог ли кто-нибудь, когда-нибудь, даже в самом-самом страшном сне представить себе, что наши сограждане будут бежать без оглядки из вожделенной Европы? Сколько мытарств и унижений все они готовы были терпеть ради того, чтобы найти свое место в Германии, Италии, Франции, Испании... Брали неподъемные долги, продавали квартиры, годами жили как бродяги, рассказывали разные небылицы о том, как их ужасно притесняют на родине.

Все это и многое другое ради одного-единственного – попасть ТУДА.

И вот сотни, тысячи грузин бегут ОТТУДА табунами. С мольбой, с просьбой к правительству, со слезными призывами по ТВ – «Люди добрые, сами мы не местные, помогите, чем можете…»

Абсурд, такой, какой можно было бы представить только в самом смелом футуристическом фильме. И – реальность сегодняшнего дня.

Да что там Европа, «Сити молл» или фейерверк, даже простая прогулка по улице – уже мини-подвиг.

Чем раньше развлекались люди? Гуляли, пили, ходили в различные места. Ответ на этот вопрос в январе 2020 года – «хожу в клуб», «хожу в ресторан», «иду напиваться в гости к друзьям».

Ответ на этот же вопрос в марте – «просто брожу по улице», и у всех – восхищенно-тревожное: «Оооо, да ты молодец, а не боишься? Мало ли что...»

Всем нам сейчас не хватает совершенно обычных, простых, банальных вещей. Простой, нормальной прогулки на улице, без оглядки на прохожих. Простой человеческой работы с 9 утра до 6 вечера, с перерывом на обед.

Не хватает иностранцев, которые придавали нашим городам некий космополитичный шарм, подобный тому, который есть у любых городов с большим этническим разнообразием. Это ведь невероятно скучно – на улицах почти нет людей, а те, кто есть, – сплошные грузины. Застрелиться можно.

Не хватает обычной толпы на улицах. Так, чтобы без соблюдения необходимой дистанции, да без намордников на лицах.

Не хватает обычной, нормальной жизни. Мира, который мы потеряли. Хоть и ненадолго.

Мнения, высказанные в рубриках «Позиция» и «Блоги», передают взгляды авторов и не обязательно отражают позицию редакции

  • 16x9 Image

    Тенгиз Аблотия

    Родился в 1970 году, до 17 лет жил в Сухуми. С 1989 года учился на факультете журналистики в Тбилисском государственном университете.

    В 1990 году начал профессиональную деятельность в информационном агентстве «Ипринда». Впоследствии сотрудничал с «Радио России», Русской службой BBC, грузинским агентством бизнес-новостей GBC-news, телеканалом «ПИК», бизнес-радио «Коммерсант», и многими другими.

    Является блогером «Эхо Кавказа» с июня 2010 года.

XS
SM
MD
LG