Accessibility links

НАТО разворачивается от Грузии к Армении?


Йенc Столтенберг
Йенc Столтенберг

Азербайджан, Грузия, Армения – визит генсека НАТО Йенcа Столтенберга на Южный Кавказ прошел в «обстановке турбулентности». Российское вторжение в Украину, двойственная позиция Тбилиси, последствия Второй карабахской войны и все более отчетливый разворот Еревана на Запад – с последнего визита главы Североатлантического альянса в регион пять лет назад ситуация существенно изменилась.

Когда в уже кажущемся далеком 2019 году генсек НАТО Йенс Столтенберг посещал Грузию, страна активно готовилась к совместным учениям, которые были призваны приблизить грузинскую армию к стандартам альянса в области оперативного взаимодействия, что стало бы очередным шагом на пути Тбилиси в военно-политический блок. Сегодня, в условиях войны в Украине, вопрос членства Грузии в альянсе стоит для страны как никогда остро. Однако господин Столтенберг не стал скрывать: от предстоящего летом саммита НАТО в Вашингтоне Тбилиси не стоит ждать слишком многого и лучше сосредоточиться на выполнении своих обязательств.

«Важно, чтобы Грузия продолжала укреплять внутренние реформы, демократические ценности и верховенство закона, в том числе посредством свободных и справедливых парламентских выборов в октябре этого года», – заявил Столтенберг на встрече с премьер-министром Грузии Ираклием Кобахидзе.

При этом генсек НАТО дал понять: несмотря на то, что российская агрессия подрывает систему безопасности во всем Черноморском регионе, основные усилия альянса сейчас сосредоточены на украинском направлении:

«Грузия сталкивается со сложными проблемами безопасности. Россия продолжает преследовать имперские амбиции, а в Украине ситуация на поле боя остается сложной. Развязанная Россией война поставила под угрозу свободу судоходства в Черном море и поставила под угрозу глобальные поставки продовольствия. Но при нашей поддержке Украина уничтожила или повредила значительную часть российского Черноморского флота. Успех Украины позволил ей возобновить перевозки зерна, которые жизненно важны для экономики и глобальной продовольственной безопасности».

Грузию Столтенберг упомянул и в контексте российских выборов, однако дальше протокольных фраз о поддержке территориальной целостности страны генсек альянса развивать мысль не стал:

«Грузия является одним из ближайших партнеров НАТО, мы высоко ценим ваш существенный вклад в миссии и операции НАТО, и мы полностью поддерживаем суверенитет и территориальную целостность Грузии. Южная Осетия и Абхазия являются частью Грузии. НАТО продолжает призывать Россию отменить признание грузинских территорий как независимых государств. Организация Россией выборов в оккупированных частях Грузии и Украины полностью незаконна, а президентские выборы в России явно не были ни свободными, ни честными».

Грузинский премьер также не стал заострять внимание на действиях Москвы. Ираклий Кобахидзе ограничился довольно туманной фразой о «фундаментальных изменениях» в мировом порядке и «правовых принципах»:

«Сегодня у нас трудный и сложный период в Европе. Мировой порядок, который был основан на правилах, претерпевает некоторые фундаментальные изменения. Идея единой, свободной и мирной Европы находится в опасности. В такие трудные времена жизненно важно, что международное сообщество демонстрирует единую и решительную поддержку правовых принципов».

Позже в интервью грузинской службе Радио Свобода Столтенберг чуть более откровенно описал перспективы Грузии на пути в альянс. Сегодня вектор Брюсселя смещен в сторону Украины, а два года полномасштабной войны явно задвинули август 2008-го на второй план:

Журналист грузинской службы Радио Свобода Важа Тавберидзе и Йенс Столтенберг
Журналист грузинской службы Радио Свобода Важа Тавберидзе и Йенс Столтенберг

«Грузия подверглась полноценному вторжению со стороны своего соседа, Россия присутствует в Южной Осетии и Абхазии, но, конечно, это совсем другое дело, в сравнении с полноценным вторжением, которое мы наблюдаем по всей Украине… Я думаю, что нужно сосредоточиться на том, что Грузия и Украина имеют отдельные, независимые обязанности, и на том, что вы хотите двигаться в направлении НАТО, а также членства в ЕС».

Примечательно, что 14 марта генсек НАТО представил годовой отчет о работе и достижениях альянса в 2023 году. В документе упоминается и Грузия. В частности, подчеркнуто, что Тбилиси – один из ближайших партнеров НАТО и претендент на членство в альянс. Но на данном этапе, согласно отчету, в отношении Грузии речь может идти лишь о помощи в укреплении обороноспособности страны.

Еще один пункт назначения – Ереван. И это направление в свете последних демаршей армянских властей в адрес России явно интересует НАТО. Встречая Йенса Столтенберга, армянский премьер Никол Пашинян прямо дал понять: Ереван также заинтересован в углублении сотрудничества с альянсом:

«Я очень рад этому визиту, потому что, очевидно, это очень хорошая возможность обсудить масштабную повестку дня, которая, собственно, и является тем, чем мы сейчас занимаемся. Мы заинтересованы в углублении нашего сотрудничества с НАТО, и я надеюсь, что индивидуально разработанная для Армении программа будет принята как можно скорее».

Индивидуальная программа сотрудничества Армении с альянсом вкупе с недавней резолюцией Европарламента, призвавшего власти ЕС начать работу по предоставлению Еревану статуса кандидата на членство в союзе, явно не нравится Москве. Кремль внимательно следит за визитом Йенса Столтенберга на Южный Кавказ.

«Общее стремление НАТО усилить свое присутствие на Южном Кавказе нам очень хорошо известно, и его можно увидеть невооруженным глазом. Мы также понимаем, что попытки НАТО усилить свое присутствие и влияние на Южном Кавказе вряд ли добавят стабильности и предсказуемости ситуации. Естественно, мы за этим внимательно следим», – заявил пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков.

По мнению аналитиков, внимательно следят в Москве не только за Ереваном, но и за Тбилиси. И именно этим обусловлены крайне обтекаемые формулировки, к которым прибег грузинский премьер Ираклий Кобахидзе на встрече со Столтенбергом.

В последнее время Тбилиси в вопросах евроатлантической интеграции старается не касаться российской проблематики, предпочитая спорить с европейскими политиками относительно добросовестности выполнения предписанных реформ.

Что же касается предстоящего саммита в Вашингтоне, Тбилиси до сих пор не определился со своим представительством. В прошлый раз на встречу лидеров альянса в Вильнюсе вместо премьер-министра отправился глава МИД, что многие восприняли как отдаление Грузии от евроатлантического пути.

И хоть нынешний саммит не обещает стать для Тбилиси прорывным, сам факт того, что в американской столице пройдет юбилейная, 75-я по счету встреча, накладывает определенные обязательства на всех участников и желающих приобщиться. А учитывая обещания главы Госдепа Энтони Блинкена, что саммит станет самым грандиозным со времен «холодной войны» и «продемонстрирует адаптацию к новым вызовам и угрозам», степень участия Тбилиси станет наглядным показателем готовности страны во главе с «Грузинской мечтой» к продолжению евроатлантической интеграции.

Подписывайтесь на нас в соцсетях

Форум

XS
SM
MD
LG