Accessibility links

Европарламент дал ЕС урок «фронтовой арифметики»


Евродепутаты требуют от европейских правительств принять решение о передаче Украине систем ПВО. В противном случае Брюссель не получит одобрения бюджета ЕС. На такой шаг законодатели пошли после очередного массированного российского удара по энергетической инфраструктуре Украины. В самом Киеве упрекают союзников в попытке закрыть глаза на те угрозы, которыми чревато промедление с помощью Украине.

Сначала «Патриоты», потом бюджет: Европейский парламент отказался утверждать главный финансовый документ Совета ЕС до того момента, пока Европа не передаст Украине дополнительные системы противовоздушной обороны. Решение было принято по инициативе евродепутата, бывшего премьер-министра Бельгии Ги Верховстадта.

«Сейчас в Европе есть 100 систем Patriot. И они просят дать им семь, чтобы защитить свои города. А мы, европейцы, приглашаем их в Европейский союз, но не можем этого сделать!».

В итоге решение отказаться от утверждения бюджета было поддержано 515 депутатами Европарламента, против высказались 62.

На этот шаг европейские законодатели пошли после того, как Россия нанесла в ночь на четверг очередной массированный удар по энергетической инфраструктуре Украины. По данным ВСУ, было использовано 82 средства нападения, в том числе 40 ударных беспилотников. Сбить удалось 57 ракет и дронов. Ущерб оказался колоссальным. При ударе были повреждены энергетические объекты в пяти областях Украины: Харьковской, Киевской, Одесской, Львовской и Запорожской. В частности, под Киевом, несмотря на усиленную систему ПВО, российские ракеты полностью разрушили Трипольскую ТЭС – крупнейшую электростанцию в Киевской области.

Глава энергетической компании «Центрэнерго» Андрей Гота отметил, что мощности компании по генерации электроэнергии уничтожены на 100%.

«Они уничтожили трансформатор, турбины, генераторы. Они разрушили все на 100%. В марте российским ударом была разрушена Змиевская ТЭС, а теперь – станция под Киевом. Вместе на их долю приходилось около 8% производства электроэнергии в Украине. Станция была тепловой, то есть использовалась для обеспечения поставок в периоды пикового потребления. С точки зрения украинской энергосети для летнего периода уничтожение станции не столь критично, однако к зиме это будет огромная проблема. Мы можем снова ее построить, но следующая ракета или снаряд могут ее опять уничтожить — они могут разрушить все, так что нам нужна мощная противовоздушная оборона. Мы можем починить. Можем сделать невозможное. Но нам нужна защита».

Президент Украины Владимир Зеленский, со своей стороны, упрекнул союзников в «долгих дискуссиях» перед лицом ужасной реальности, в которой живет Украина.

«Часть ракет и «Шахедов» удалось сбить. К сожалению, только часть. Критической является потребность Украины в ПВО. Именно тут, именно сейчас, именно нашей способностью преодолеть российский террор мир может доказать, что все одинаково воспринимают террор как преступление. Нужна ПВО и другая оборонная поддержка, а не закрывание глаз и долгие дискуссии».

В российском Минобороны заявили, что массированный обстрел был нанесен «в ответ на попытки киевского режима нанести ущерб объектам нефтегазовой отрасли и энергетики России».

«В результате удара нарушена работа украинских предприятий военной промышленности, сорваны переброски резервов в районы боевых действий, а также затруднено снабжение топливом подразделений и воинских частей ВСУ».

Россия наносит удары по украинской энергетической инфраструктуре с осени 2022 года. Особенно активными атаки стали весной этого года: в значительной степени были разрушены энергетические объекты в Харьковской области, в результате чего второй по величине город Украины испытывает серьезные проблемы с энергоснабжением. По данным главы Харьковской областной администрации Олега Синегубова, в регионе без электричества остаются около 240 тысяч потребителей.

При этом эксперты исследовательского центра Kiel Institute подсчитали: за два года войны Запад пообещал Украине около 250 миллиардов евро и выделил уже почти три четверти суммы.

По данным института, если до 2024 года решающую роль в поставках Украине вооружений играли США, то сейчас, после того, как прошлогодние ассигнования иссякли, у Америки с Европой в военной помощи примерный паритет, а в финансовой Европа далеко впереди.

Однако чтобы полностью заменить военную помощь США в 2024 году, Европе придется удвоить нынешний уровень и темпы поставки вооружений, что вряд ли возможно. Цифры показывают, что Европа напряглась намного серьезнее США, а следовательно, и запас прочности у нее ниже.

Так, Эстония отдала на поддержку Украины более 4% своего ВВП, Литва – 2%, Латвия и Норвегия – по 1,7%. А вот траты США и Великобритании, которых в Москве, к слову, считают главными спонсорами Киева, не превысили 0,32% и 0,55% соответственно. Да и большая часть этих средств пошла не напрямую Киеву, а на счета американских и британских производителей вооружений, чем Вашингтон и Лондон поддержали свою же экономику.

Тем не менее, в абсолютных цифрах, без американской помощи Киеву не обойтись. Пока Конгресс спорит о целесообразности предоставления 60 миллиардов долларов на нужды ВСУ, украинским военным приходится экономить боеприпасы, и это играет на руку Москве. По словам командующего объединенными вооруженными силами НАТО в Европе генерала Кристофера Каволи, «фронтовая арифметика» довольно проста:

«Если одни стреляют, а другие – нет, то проиграет тот, кому нечем отстреливаться. Без нашей поддержки украинцам не победить».

При этом одной военной помощью дело не ограничивается. Украине нужны не только снаряды, танки и самолеты. Сегодня почти все, что зарабатывает Украина, уходит на оборонные расходы, а все «мирные» статьи – зарплаты, пенсии и остальной социальный пакет – фактически финансируются за счет западных доноров и кредиторов.

По данным британской газеты Financial Times, общие расходы украинского бюджета на этот год запланированы на уровне 87 миллиардов долларов, а доходы прогнозируются в размере лишь 46 миллиардов. И если Запад не закроет дефицит, придется идти на болезненные меры: резать социальные расходы, повышать налоги, пытаться приватизировать госимущество и печатать деньги.

При этом новая волна мобилизации потребует еще больших ассигнований. И тут, отмечают эксперты, как никогда пригодились бы застрявшие в американском Конгрессе 60 миллиардов долларов. И речь только о 2024 годе.

Подписывайтесь на нас в соцсетях

Форум

XS
SM
MD
LG