Получают ли грузинские банки сверхприбыль?

Банковский сектор остается одним из самых успешных сегментов грузинской экономики

По данным Нацбанка Грузии, чистая прибыль банковского сектора в прошедшем году достигла исторического максимума, составив 678 миллионов лари. Тенденция сохраняется и в 2017 году: за первые два месяца прибыль банков достигла 142 миллионов лари, что на 75% превосходит аналогичный показатель 2016 года.

Чистая прибыль банковского сектора, номинированная в лари, растет из года год. К примеру, если в 2012 году прибыль составляла 134 миллиона лари, то в 2016 году этот же показатель вырос в пять раз (678 миллионов лари).

По словам аналитиков, финансовый сектор Грузии является одним из самых успешных сегментов экономики. Об этом свидетельствует и тот факт, что средняя заработная плата трудоустроенных в этом секторе вдвое превосходит среднестатистический доход и составляет 2023 лари в месяц.

Одной из основных причин быстрорастущей прибыльности коммерческих банков является масштабная девальвация лари, считает банковский эксперт Гоча Тутберидзе:

Your browser doesn’t support HTML5

Получают ли грузинские банки сверхприбыль?

«При разговоре о высокой прибыльности банков необходимо учитывать специфику финансового сектора. По данным Нацбанка, более 70% кредитов, выданных коммерческими банками, номинированы в долларах, поэтому и проценты банки получают в долларах. Разумеется, при перерасчете прибыли в лари, особенно на фоне масштабного обесценения лари, прибыль растет пропорционально девальвации. Однако, если не учитывать межкурсовую разницу, прибыль банков не будет выглядеть столь впечатляющей».

По словам аналитика, 80% банковского портфеля – кредиты. Это очень высокий показатель, который говорит о неразвитости рынка финансовых услуг и в целом о слабости грузинской экономики.

«Интересна структура кредитования. Банки весьма неохотно выдают деньги под аграрные и (долгосрочные) экономические проекты, зато две трети кредитного портфеля состоят из торговых и потребительских займов. Одна треть кредитов выделяется на транспорт, связь и строительство», – говорит Гоча Тутберидзе.

Низкие темпы экономического развития Грузии, очень ограниченный рост доходов населения на фоне растущей инфляции и девальвации лари, а также высокий уровень задолженности граждан приводят к тому, что к банкам в стране относятся все хуже. Информация о сверхвысоких прибылях банков, публикуемая в бульварных СМИ, разжигает антибанковскую истерию, констатирует глава правления НПО «Общество и банки» Георгий Кепуладзе. По его словам, в действительности рентабельность банковского сектора находится приблизительно на уровне других успешных сфер бизнеса:

«Нельзя манипулировать усредненными данными статистики. На самом деле рентабельность банков зависит от массы факторов, и не у всех она одинакова. Сегодня в Грузии функционируют 17 коммерческих банков, на долю пяти крупнейших банков приходится 77% активов. Есть убыточные банки, у других годовая прибыль не превышает 5%, у третьих достигает 15%, что, согласитесь, соответствует уровню прибыли других успешных сфер бизнеса, к примеру, гостиничного или ресторанного».

По словам специалистов, благодаря гибкой системе управления и прозрачности банковский сектор остается одним из самых привлекательных для зарубежных инвесторов. По данным Нацбанка Грузии, иностранные акционеры владеют 80% банковских активов, а их общий объем на 1 февраля 2017 года достиг 30 миллиардов лари. Это почти втрое больше, чем в 2012 году.