Для российских госкомпаний закон не писан?

Закон «Об оккупированных территориях» недвусмысленно запрещает любую экономическую деятельность, требующую лицензирования или разрешения

С интервалом в две недели российские энергетические компании «Роснефть» и «Газпром» заключили договоры с де-факто властями Южной Осетии о начале экономической деятельности на территории самопровозглашенной республики. Грузинская оппозиция напоминает властям, что действия российских госкомпаний подпадают под статью закона «Об оккупированных территориях», и требует соответствующего реагирования. Власти в ответ хранят молчание.

Предварительная договоренность о строительстве «Роснефтью» в Южной Осетии заправочных станций между главой российской госкомпании Игорем Сечиным и де-факто югоосетинским лидером Анатолием Бибиловым была достигнута 23 июня. А вчера Бибилов в Москве обсудил условия газификации самопровозглашенной республики с главой правления «Газпрома» Алексеем Миллером.

Обе российские компании работают на грузинском рынке. Грузия закупает голубое топливо у «Газпрома», параллельно пропуская газ через свою территорию в Армению. А «Роснефть» в декабре 2014 года купила 49% акций компании Petrocas Energy Limited, владеющей нефтеналивным терминалом в порту Поти, и управляет крупнейшей розничной сетью АЗС в Грузии (140 станций).

Your browser doesn’t support HTML5

Для российских госкомпаний закон не писан?

В начале 2015 года сделка вызвала резкую критику со стороны экспертов и оппозиции. Оппоненты говорили о беспринципности властей, которые в обход законодательства допустили на рынок Грузии компанию, которая к тому времени уже заключила соглашение с де-факто властями Абхазии о разведке нефтеносных месторождений сроком на 45 лет.

В ответ на критику оппозиции тогдашний вице-премьер, ныне занимающий кресло премьера Георгий Квирикашвили отвечал, что у правительства не было рычагов предотвратить сделку. Но он пообещал создать комиссию, которая бы изучила деятельность «Роснефти» в Абхазии:

«Petrocas принадлежала представителям прежней власти, была их карманной компанией. Транзакции были осуществлены в офшорах, и, к сожалению, у нас не было никакой возможности контролировать их. В нашу сторону слышны обвинения, что мы продаем (активы) российским компаниям. Теперь ясно видно, кто продает российским, к тому же попавшим под санкции, госкомпаниям имущество в Грузии. Поэтому обвинения в наш адрес абсолютно не оправданы».

По словам главы парламентской фракции «Нацдвижения» Романа Гоциридзе, несмотря на обещание Квирикашвили, комиссия так и не была создана. Именно отсутствие должной реакции со стороны властей позволило российскому гиганту наладить контакты с другой отколовшейся территорией Грузии, считает Роман Гоциридзе:

«После каждой уступки со стороны Грузии следуют новые провокационные действия России. То они переставляют пограничные баннеры, то направляют к нам эмиссаров, грубо попирающих наше законодательство, и на все власти закрывают глаза, ограничиваясь лживыми отговорками. Теперь они вновь проверяют нашу реакцию, анонсируя строительство в Цхинвальском регионе заведомо убыточной сети АЗС, рискуя при этом своими инвестициями в Грузию объемом в десятки миллионов долларов. Разумеется, эти действия были бы невозможны в случае реагирования со стороны силовых структур, которые должны были провести расследование и назначить внешнее управление в компании, нарушившей закон».

По словам юриста Левана Алапишвили, закон «Об оккупированных территориях» недвусмысленно запрещает любую экономическую деятельность, требующую лицензирования или разрешения. В отдельных случаях может быть выдано специальное разрешение на осуществление подобной деятельности, и никакие заключенные в офшорах сделки не являются помехой для возбуждения уголовного дела:

«Государство должно создать прецедент, показать, что оно в состоянии принципиально пресекать нарушение законодательства, затрагивающее интересы страны. В противном случае эти случаи примут систематический характер. Соответствующие структуры, будь то прокуратура или службы безопасности, не должны закрывать глаза на систематическое нарушение закона об оккупации. В случае соответствующего реагирования ни у кого не возникнет желания нарушить наше законодательство».

К сожалению, ни парламентское большинство, ни пресс-службы силовых ведомств до сих пор никак не прокомментировали действия российских энергогигантов в оккупированных регионах Грузии.