Десять километров одной оккупации

Активисты движения «Сила в единстве» ведут мониторинг в зоне грузино-осетинского конфликта

Вот уже 65 дней возле разделительной линии с самопровозглашенной республикой Южная Осетия дежурят представители движения «Сила в единстве». Это люди, которые ежедневно наблюдают за действиями российских военных и информируют о них СМИ и население Грузии. О деятельности движения рассказывает его представитель Ираклий Саджая.

Серго Брегвадзе: Ираклий, расскажите, как появилось ваше движение и какова его цель?

Ираклий Саджая: Движение «Сила в единстве» было организовано 5 июля нынешнего года. В нем объединились люди, которыми движет желание остановить российскую оккупацию. Все началось, когда был установлен баннер (с обозначением т.н. границы на окраине сел Бершуети и Собиси) в 400 метрах от дороги. После этого тема создания подобного движения неоднократно поднималась в разговорах многих людей, в том числе в моем окружении, в окружении господина Давида Кацарава – лидера этого движения. Когда мы поняли, что помощи ждать неоткуда, решили действовать. Собрались несколько человек и приступили к тому, чем сегодня занимаемся.

Your browser doesn’t support HTML5

Десять километров одной оккупации

Первая группа дежурит близ разделительной линии, на территории Карапила, Никози. Мы тут находимся приблизительно 65 дней уже. Находимся на возвышенности и отсюда наблюдаем за линией оккупации, в обзор попадает площадь в 7-10 километров. Находимся здесь 12 часов в сутки, ночью дежурить не получается, поскольку нужно специальное оборудование, которого у нас пока нет. Да и МВД Грузии попросило, чтобы мы находились здесь, проводили наблюдение и мониторинг территории лишь до тех пор, пока не стемнеет, поскольку речь идет о нашей безопасности. Это очень важно, и я хочу напомнить всем заинтересованным людям, что именно так мы можем контролировать действия российских оккупантов. Поскольку у наших государственных структур есть определенные обязательства, им запрещено постоянно находиться на этом месте. Поэтому мы – рядовые граждане – занимаемся этим делом, и этот процесс не завершится до тех пор, пока не произойдет полная деоккупация территорий Грузии.

С.Б.: Ираклий, если же, скажем, вновь начнется перенос разделительной линии вглубь контролируемой грузинскими властями территории, какова будет ваша реакция?

И.С.: В первую очередь мы передадим соответствующую информацию международным организациям и средствам массовой информации. Это наше главное оружие в условиях информационной войны, которую ведет Россия против Грузии. Мы расскажем о происходящем всему миру и в первую очередь гражданам нашего государства. Рассказываем и сегодня обо всех нарушениях со стороны российских военных

С.Б.: Сейчас вы ведете наблюдение лишь в одном направлении?

И.С.: Еще один пункт (наблюдения) открылся около двух недель назад близ Эргнети. Там нам помогают и местные жители. Возле же села Никози ежедневно дежурят около четырех человек. Запасаемся провизией и водой. Перемещаемся же либо пешком, либо на автомобиле. Всего же в нашем движении объединились около 600 человек, они активно поддерживают нас в разных социальных сетях и СМИ. На пунктах наблюдения же слишком много людей не требуются, вполне хватает и того, чтобы здесь постоянно дежурили четыре человека. Но, конечно, бывает, сюда приезжают и по 20-30 человек, зависит от дня недели.

С.Б.: А в последнее время, замечали ли вы активность по другую сторону разделительной линии?

И.С.: Были попытки со стороны российских военных передвинуть искусственные ограждения на несколько метров. Сейчас началось строительство новой дороги (на территории, контролируемой де-факто властями Южной Осетии). Видно, что это очень качественная дорога, хоть и грунтовая. Эта дорога находится в 300-400 метрах от центральной магистрали Грузии. И может позволить российской военной технике, расположенной на базе Орчосани, добраться до этой магистрали за 3-4 минуты.

Не исключено, что в будущем они примутся за другие провокационные действия, к примеру, за установку новых ограждений. Поэтому очень важно, чтобы мы постоянно находились на месте и следили за их действиями. Это дает нам возможность своевременно предоставлять информацию жителям Грузии и международным организациям, для того чтобы в кратчайшие сроки за этим последовала реакция на международном уровне.