Абхазская неделя: выборы, наркотики, кино и свалки

Назначение президентских выборов, пожалуй, стало главной новостью недели. На заседании сессии парламента 4 апреля депутаты определились с датой проведения выборов, назначив их на 21 июля.

Проект постановления представил спикер парламента Валерий Кварчия, который отметил, что срок полномочий действующего президента истекает 25 сентября 2019 года, а значит, в соответствии с Конституцией, парламент должен назначить дату выборов не ранее 25 июня и не позднее 25 июля 2019 года.

Депутаты обсудили и альтернативное предложение о назначении выборов на 14 июля. Но по результатам голосования прошло предложение спикера. Постановление принято 20 голосами «за» при 11 голосах «против» и одном воздержавшемся.

На этом же заседании депутаты внесли технические изменения в выборное законодательство, которые, по словам докладчика Валерия Агрба, направлены на повышение прозрачности и открытости выборов. На нынешних выборах больше не будет производиться маркировка пальцев, не будут использоваться открепительные удостоверения – «Абхазия – небольшая страна, и, в случае необходимости, любой гражданин может приехать к своему участку и проголосовать». Еще одно техническое новшество – избиратели больше не будут вычеркивать кандидатов, а будут ставить галочку: «избиратели голосуют «за», а не «против».

Your browser doesn’t support HTML5

Абхазская неделя: выборы, наркотики, кино и свалки

И еще: отныне иностранные граждане и международные организации не имеют право жертвовать средства на проведение избирательных кампаний в Абхазии.

Тем временем 2 апреля в Сухуме прошла встреча ветеранов войны, представляющих как общественные организации, так и политические движения. Ветераны решили создать рабочую группу «с целью недопущения кризисных ситуаций в общественно-политической жизни страны на предстоящих президентских выборах».

Но вернемся в парламент, который принял решение, заслуживающее внимания. В третьем, окончательном чтении принят законопроект, который предусматривает высшую меру наказания (пожизненное лишение свободы) и исключительную меру наказания (смертную казнь) за ввоз и вывоз наркотических средств в особо крупном размере.

Тут стоит напомнить, что парламент, принимая решение об ужесточении санкций, проигнорировал мнения специалистов, озвученные как в СМИ, так и на комитетских заседаниях. На самом первом заседании парламентской комиссии замгенпрокурора предлагал парламенту пойти не по пути ужесточения санкций, а исследовать судебные материалы, чтобы выявить «слабое звено» в борьбе с распространением наркотиков. Депутатов, инициировавших поправки, это мнение явно не устраивало, и они пошли по «легкому» пути – пожизненное заключение, смертная казнь. И дело не в моратории на смертную казнь и даже не в том, что в Абхазии нет условий для пожизненного заключения, а в том, что не надо быть специалистом, чтобы понять, что ужесточение санкций приведет к увеличению коррупционной составляющей в делах, связанных с ввозом-вывозом и распространением наркотиков.

Именно на эту связь между ужесточением меры наказания и коррупцией указал в беседе со мной и высокопоставленный правоохранитель:

«Ведь проблема не в том, что санкции недостаточно жесткие, а в том, как они применяются. Проблема в судах, в органе расследования, а не в санкциях».

Мой собеседник считает, что дела, связанные с оборотом наркотиков, – это, чаще всего, коррупционные дела, «на которых зарабатывают судьи, прокуроры, следователи».

«Они относятся к категории дел, на которых правоохранители живут, – говорит правоохранитель. – Когда человек, который завозит для себя через границу полграмма наркотиков и получает пять лет, так же, как и тот сотрудник МВД, который завез большую партию наркотиков для распространения и получает меру наказания «ниже низшего», то ничего кроме коррупции тут быть не может. Если бы парламентская комиссия проанализировала дела, связанные с наркотиками, они бы увидели, где недоработали прокурор, судья. Конкретный прокурор и конкретный судья. Депутаты, впрочем, как и все люди, имеют право изучить решения, вступившие в силу, и высказать свое мнение. И то, что они этого не делают, вызывает сомнение в искренности их намерений бороться с наркоманией».

К другим темам: в Женеве прошел 47-й раунд международных дискуссий по безопасности и стабильности в Закавказье. Как всегда, в нем приняли участие представители Абхазии, Южной Осетии, Грузии, России и США при сопредседательстве ООН, ОБСЕ и ЕС. Как всегда, обсуждалось Соглашение о неприменении силы. Как всегда, стороны не пришли к согласию. Проведение 48-го раунда Международных Женевских дискуссий по безопасности и стабильности в Закавказье намечено на 2-3 июля 2019 года.

С Галского района 5 апреля началась всеобщая диспансеризация Абхазии. Диспансеризация проводится по инициативе Минздрава Абхазии специалистами российского федерального агентства.

Параллельно Минздравом Абхазии в сотрудничестве с российскими медиками обсуждаются вопросы организации отделения кардиохирургии при Республиканской больнице и строительства многопрофильного медицинского центра, в котором российские специалисты будут работать по вахтовому методу. В центре планируется отделение общей хирургии, кардиохирургии и отделение травматологии, а также большой поликлинический блок.

А 4 апреля состоялось открытие Сухумского международного кинофестиваля. По словам директора кинофестиваля Тимура Квеквескири, на конкурс представлено более трех тысяч заявок, из которых отобрали тридцать лучших короткометражных лент разных жанров из Абхазии, Испании, Франции, Германии, Южной Кореи, Польши, Косово, Ирана, Эстонии, Туниса, Италии, Румынии, Греции, Казахстана, Китая, Андорры, Турции, России и Белоруссии. Абхазию на Сухумском фестивале представит Джано Цурцумия с картиной «Гость» по одноименной новелле Михаила Лакрба.

Вне конкурса будет показан документальный короткометражный фильм Марианны Яровской «Женщины ГУЛАГа», который в этом году вошел в шорт-лист «Оскара». «Женщины Гулага» – это коллекция интервью с женщинами, пережившими репрессии 1930-х годов. Одной из героинь картины является абхазская писательница Адиле Аббас-Оглы. Фестиваль продлится до 8 апреля.

На этой неделе жители столичного района Маяк возобновили акцию протеста, требуя закрытия сухумской городской свалки. Митингующие выразили свое недовольство бездействием властей и заявили, что будут продолжать акцию протеста до тех пор, пока свалку в их районе не закроют. Люди жалуются на антисанитарные условия и едкий запах от свалки.

Ответом на митинг жителей маяка стал брифинг премьер-министра Валерия Бганба, который он провел в четверг. Глава кабинета министров сообщил журналистам, что строительство мусорного полигона в Гулрыпшском районе Абхазии начнется в 2019 году. Для этого в инвестиционную программу заложены средства в размере 120 млн руб. По словам премьера, специальная техника будет сортировать и прессовать мусор, после чего его будут вывозить на полигон. Сухумская свалка будет благоустраиваться за счет республиканского бюджета.

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетии