Три месяца «гавриловской ночи»

Последний день акции «Стыдно!» возле парламента в Тбилиси. Ее участники планируют продолжить свой протест в иной форме и с новыми требованиями.

Двери парламента в Тбилиси сегодня закрыты для посетителей, пропуски не выдаются. На улицах вокруг здания усиленные наряды полиции. Все это – ради обеспечения безопасности в связи с запланированной акцией «Стыдно!», сообщили некоторые представители власти с утра. Сегодня исполнилось три месяца со дня «гавриловской ночи», и сегодня же акции с требованием отставки экс-министра внутренних дел, а ныне премьер-министра Георгия Гахария, будут прекращены.

Точнее, они будут проводиться возле здания парламента в Тбилиси, говорит гражданский активист Гига Макарашвили, но только один раз в месяц – 20 числа. Планируется продолжить и онлайн-передачу, в рамках которой все желающие смогут выразить свое мнение в отношении политики, проводимой властями, но в каком формате – пока не известно.

Your browser doesn’t support HTML5

Три месяца «гавриловской ночи»

«Мы, организаторы, решили начать новую волну протеста, и это вызвано новыми реалиями в стране. Иванишвили бросил нам вызов, когда назначил министра внутренних дел на пост премьера. Мы начинаем борьбу с разных флангов. Поедем в города и села, где есть хоть маленькая искра протеста. Мы соберем людей для участия в цифровой войне, чтобы бороться против фейк-новостей, с помощью которых Иванишвили пытается создать новую реальность. Каждая встреча и мероприятие, которые организует «Грузинская мечта», будут проходить на фоне наших акций. Если до сих пор мы требовали отстранения Гахария, то теперь все наше время и энергию мы будем тратить на то, чтобы «Грузинская мечта» проиграла в выборах 2020 года демократическим путем», – сказал Гига Макарашвили.

Итогом трехмесячного протеста стало назначение парламентских выборов по пропорциональной системе, отстранение от должности председателя парламента Ираклия Кобахидзе и задержание нескольких полицейских, которых обвинили в превышении служебных полномочий во время разгона акции 20 июня. Но, как утверждают участники акции, многие из них до сих пор не наказаны, с чем категорически не согласен премьер-министр Георгий Гахария:

«Расследование продолжается, и все, кто во время прекращения этой акции совершил проступок, будут задержаны. Те люди, которые осуществляли насильственные действия против полиции, были видны на экране. Задержаны и все полицейские, предоставьте мне хоть один кадр (на котором запечатлены полицейские, совершающие незаконные действия), тогда и продолжим».

Три месяца местные активисты твердили, что ему должно быть стыдно за то, что он оставался на посту министра внутренних дел после такого жесткого разгона акции. Сегодня некоторые журналисты задали ему вопрос без обиняков: не стыдно ли теперь еще и занимать пост премьера?

«Я понимаю ваши эмоции, особенно сегодня – 20 числа, и понимаю, что они напрямую связаны с запланированной акцией. В этой стране защищена свобода выражения, а премьер-министра выбирает парламент, для чего было нужно голосование, вот так», – сказал Гахария.

Можно ли сказать, что участники акции «Стыдно!» потерпели поражение, учитывая то, что основное требование – отставка Георгия Гахария – осталось невыполненным? С таким вопросом мы обратились к аналитику Кавказского института стратегических исследований Геле Васадзе. Да, добиться поставленной цели они не смогли, говорит он, но тем не менее...

«То, чего они уже смогли добиться, – привнесли новую, скажем так, нотку в политическую культуру. Креативные молодые ребята протестовали в разных формах, в виде перформансов, в виде прямых эфиров, всего этого не было раньше. В данном случае речь идет не об эффективности, но об эффектности. А это эффектно! Гражданское общество не обязано быть эффективным, оно должно быть эффектным, чтобы донести свой месседж, во-первых, до части населения, к которому оно обращается, во-вторых, до международных организаций, наших партнеров, друзей за рубежом».

И хотя, говорит Гела Васадзе, участникам акции пока «не удалось показать миру, что Грузия – демократическое государство», он уверен, что это дело времени.