Кризис, вызванный обманом

Гиа Нодиа

Того, что «Грузинская мечта» не сдержит слово, данное ее лидером, Бидзиной Иванишвили, и не поддержит законопроект о переходе на чисто пропорциональную систему выборов, мало кто предполагал. Практически все политики и комментаторы, в том числе ваш покорный слуга, анализировали перспективы различных игроков в парламентских выборах 2020 года исходя из того, что те пройдут по чисто пропорциональной системе.

Почему все верили, что правящая партия не отступит от данного обещания? Следует вспомнить, что, когда «Мечта» обещание дала, это тоже было сюрпризом. Такая реформа явно против ее интересов. У нее практически не было шансов получить абсолютное большинство в чисто пропорциональных выборах, но смешанная система почти гарантирует ей победу за счет мажоритарного компонента.

Обещание было вырвано у нее народом, который собрался перед парламентом 20 июня этого года, протестуя совсем по другому поводу. Главное, что народа было много, и власть испугалась. А когда власть пугается, она идет на уступки. Предположение, что она сдержит обещание, основывалось на контексте, в котором оно было сделано. Открытый обман собравшихся на улице сердитых людей – большой политический риск. До сих пор ни одно правительство на такое не шло.

Your browser doesn’t support HTML5

Кризис, вызванный обманом

Правда, Иванишвили обеспечил себе алиби. На словах он до конца поддерживал проект перехода на парламентскую систему, а большинство парламентского большинства проголосовало за проект изменений в Конституции. Но другая часть – больше половины мажоритариев – проголосовала против или воздержалась (что практически одно и то же). Лидеры «Мечты» заявили, что у них внутри партии демократия, не будут же они «выворачивать руки» своим депутатам? Ни они, ни Иванишвили ни в чем не виноваты.

Кто-то готов «купить» эту версию. Но все шито белыми нитками. «Взбунтовавшиеся» депутаты никогда не перечили лидеру. Да, им всегда не нравилась отмена мажоритарного компонента, но они победили в своих округах потому и только потому, что Иванишвили поставил их своими кандидатами. Входить с ним в конфликт не может быть в их интересах.

Не так давно мы видели, что происходит с членами команды, действительно противоречащих лидеру в принципиальных вопросах: они уходят в оппозицию. Так произошло с теми, кто открыто пошел против стратегии «Мечты» в вопросе реформирования судебной системы. По этой логике несогласные с идеей пропорциональных выборов тоже должны были уйти. Но произошло наоборот: ушло двенадцать депутатов, проголосовавших за законопроект, который формально поддерживало руководство партии. Они поняли, кто был на стороне Иванишвили на самом деле и почувствовали себя обманутыми.

Я не знаю, насколько серьезными он представлял последствия, но, очевидно, он предполагал, что они будут не слишком серьезны. Народ попротестует, и ему надоест; eго большинство поверит в историю с взбунтовавшимися мажоритариями или вообще не заинтересуется скучными конституционными вопросами. В любом случае, потеря абсолютного большинства в парламенте после выборов 2020 года, даже с перспективой лидерства в коалиционном правительстве (что тоже отнюдь не было гарантировано) – гораздо худший вариант, чем политический кризис сегодня. Тем более если надеяться, что он не будет слишком серьезным.

Иванишвили поставил своих противников перед очень сложным выбором. Просто примириться с очередным его трюком невозможно. Но если нет – что именно делать? Идти на какие-то радикальные, революционные шаги опасно – это может скорее усилить позиции Иванишвили как главного защитника стабильности и конституционного порядка. Надо оставаться в правовом поле. Но сдерживать протест в слишком академических формах тоже сложно. Пока протестующие пытаются идти на грани, время от времени идя на обострение, затем отступая.

Оппозиция выдвинула альтернативную идею немецкой избирательной модели, которая тоже смешанная, но партия не может получить намного больше мандатов, чем выиграла в пропорциональных выборах. Для этого изменения нужно простое большинство в парламенте, так что сослаться на «бунт мажоритариев» Иванишвили не может. Но уступить – значит потерять шанс на большинство в парламенте.

Власти успокаивают себя тем, что на протестные демонстрации ходит не так много людей (хотя их не так уж и мало). С другой стороны, Иванишвили объединил против себя решительно всех игроков. Ситуация дестабилизирована, но исход предсказать невозможно.

Мнения, высказанные в рубриках «Позиция» и «Блоги», передают взгляды авторов и не обязательно отражают позицию редакции