Accessibility links

Зимние будни высокогорного ущелья


Ущелье реки Дзама
Ущелье реки Дзама
ТБИЛИСИ---При описании ущелья реки Дзама, располагающемся в высокогорном районе в грузинском регионе Шида Картли, не обходится без прилагательных: живописное, богатое историческими памятниками и природными ресурсами. Ведь там больше 30 исторических церквей и монастырских комплексов, из-за чего летом Дзама притягивает много туристов и верующих. А зимой ущелье затихает. Как живет местное население в это время года?

Чтобы попасть в богатое живописными и историческими местами ущелье реки Дзама, надо проехать всего несколько километров из города Карели. Село Згудери - одно из самых больших в ущелье, от райцентра отделяет всего 10 километров. Но из-за плохих дорог вместо 25 минут на автомобиле на дорогу уходит полтора часа.

«Таких плохих дорог, как в этом ущелье, нигде нет... Вот их сделанная дорога: вместо ремонта людям и заборы испортили,“ жалуются жители ущелья.

Вместе с плохими дорогами у нескольких деревень проблема и соединительного моста. Житель села Мсуканаантубани 32-летний Звиад Читишвили говорит, что узкий мост зимой практически не пригоден для пешеходов, а о больших машинах и речи не идет. Село практически оторвано от центральной дороги.

“Самая большая проблема у нас в Мсуканаантубани из-за моста. Тем более сейчас зимой даже молодому будет трудно перейти этот мост, а ребенок или пожилой человек самостоятельно не смогут перейти. Мост железный и замирает. Были случаи, когда люди поскальзывались и падали в реку. Нам сказали, что каждой деревне государство выделяет деньги, и село само решает, на что эти деньги потратить. Пусть нам этот мост сделают, там 10 000 лари будет или 2 000, пусть на это потратится!“ говорит Звиад Читишвили.
Таких плохих дорог, как в этом ущелье, нигде нет


Депутат Карельского района Эмзар Гелашвили объясняет, что по программе села было выделено 4520 лари, и большинство населения попросило сделать дорогу. Местные власти на эту сумму смогли только поправить землю трактором. О проблемах дорог ему известно.

“Да, мост просят, но мост не построится без берегоукрепительных работ, потому что горной реке Дзама весной всегда свойственно половодье. Нужно выстроить хорошую колею, и в бюджете 2010 года это уже заложено: и берегоукрепительные работы, и строительство моста. Уже куплены железные конструкции для моста,” говорит депутат Эмзар Гелашвили.

Конечная остановка маршрутки в селе Элбакиаант-кари. Хотя наверху еще есть село Гвердзинети. Жителям этого села с наступлением холодов приходится пешком проходить около двух километров. В Гвердзинети живут аджарцы. Как оказались аджарцы в осетинской деревне, рассказывает житель села Арчил Горгадзе:

“Мы из Аджарии. Самовольно переселились, правительство в этом не содействовало. После стихии решили сюда приехать, договорились с осетинами и закупили у них дома . Нас 40 семей аджарцев и 6 семей осетин. Мы с ними хорошо живем, дружно. А если другие осетины вернутся, их дома стоят, и туда же они вселятся.”

В Дзамском ущелье аджарцы и переселенцы из Сванети появились в 90-ые годы. О заброшенных и заселенных домах осетин рассказывает депутат Эмзар Гелашвили:

“Там осетины жили и в 90-е годы, во время беспорядков большинство переехали в Северную Осетию, но эти дома - их частная собственность. Некоторые купили у них дома, некоторые заселились самовольно. Ситуация такова, что если вернется оттуда человек, это его собственность, и он имеет право выселить, и об этом все знают. Если сейчас они приедут, не проблема. Сейчас дорога закрыта - и воздерживаются, за последнее время многие, кстати, на лето приезжают и уезжают.”
Пенсия, электричество, социальная помощь и зарплаты в школе - все на пятерку, проблема - плохая дорога и водоснабжение


Местные жители и представители властей говорят, что межэтнических проблем в ущелье уже нет, есть житейские проблемы. Не хватает пастбищ, земельные участки, приглядевшиеся новым жителям Гвердзинети, частично принадлежат церквям, а часть-иностранным арендаторам. Аджарцы подчеркивают, что не претендуют на церковные земли, а для пастбищ просят земли на горе Швано. По словам депутата Гелашвили, прежний губернатор Михаил Карели сдал в аренду эту площадь англичанам. Местная власть предлагает взамен узаконить свободные земли поближе. Михаил Кочаладзе, директор школы села Гвердзинети, рассказывает и о других проблемах:

“Пенсия, электричество, социальная помощь и зарплаты в школе - все на пятерку, проблема - плохая дорога и водоснабжение. Очень мало воды идет. Надо провести новую линию на расстояние с трех километров, нужны трубы. У нас в селе много молодежи, и, к сожалению, нет места для развлечения. Было бы хорошо, если бы построили спортивную площадку, и власти бы обратили на нас внимание, чтобы нашу молодежь поддержать, чтобы они остались.”

Глава местной администрации Бигенти Цховребашвили говорит, что хорошо знает проблемы Гвердзинети и всего ущелья.

“Не потому говорю, что наше... Наше ущелье правда что одно из наилучших. В первую очередь, нам дорога нужна. Деньги уже будут в будущем году, помощь обещал и местный муниципалитет. В Гвердзинети проблема воды. Я уже говорил с директором школы. Купим трубы, проведем воду, сделаем обязательно, деньги на это у нас есть. До весны, правда, ничего не будет, потому что там, наверное, снег выпадет уже завтра-послезавтра,” говорит Цховребашвили.

До весны придется добираться в школу пешком 12-летней Нино и 8-летней Теоне Элбакидзе. Они живут в соседнем селе Элбакиани и ходят в школу в Гвердзинети. В школе учатся всего 32 ученика из нескольких сел. Нино говорит, что в школе тепло, топят печку. На вопрос, что бы она хотела, чтобы Дед Мороз под Новый год изменил в ее жизни, Нино говорит-место жительства:
«Где-нибудь в таком месте жить, чтобы школа поближе была».

Вместе детьми под Новый год в обещания свойственно верить и взрослым. Тем более когда обещает не Дед Мороз, а власть. Да и Новый год уже не за горами, особенно в ущелье Дзама.
XS
SM
MD
LG