Accessibility links

Макрон опять выигрывает


Президент Франции Эммануэль Макрон
Президент Франции Эммануэль Макрон

Во Франции в воскресенье прошел первый тур парламентских выборов – первых после избрания 7 мая новым президентом страны Эммануэля Макрона. Его партия “Республика, вперед!” (La Republique En Marche!), по предварительным данным, одержала уверенную победу.

“Республика, вперед!” набирает более 32 процентов голосов избирателей. Aльянс правых “Республиканцев” и правоцентристского Союза демократов и независимых (UDI) получил 21,5%, ультраправый "Национальный фронт" Марин Ле Пен – более 13%, “Непокорная Франция” леворадикального политика Жан-Люка Меланшона – свыше 11 процентов голосов, социалисты – менее 10%.

На электоральной карте, отражающей результаты выборов, видно, что партия Макрона победила почти во всех регионах страны, ее поддержка распределена равномерно:

Во втором туре выборов, который состоится 18 июня, развернется борьба между лучшими по результатам нынешнего голосования кандидатами, определит, каким будет французский и европейский политический пейзаж. Сможет ли президент Макрон следовать уже объявленному им курсу на рестарт Европейского союза, внести изменения в конституцию Франции и провести объявленные им кардинальные реформы внутри страны, будет во многом зависеть от результатов этих выборов.

После победы нынешнего главы французского государства его движение En Marche! (“Вперед!”) было преобразовано в почти одноименную партию La Republique En Marche! Помимо ее победы, важной для президента Макрона, поскольку до сих пор у него не было “своей” партии в парламенте, главными итогами воскресных выборов стали новое поражение "Национального фронта" и разрушительный проигрыш Социалистической партии, до сих пор располагавшей абсолютным парламентским большинством. Политическая карта Франции 11 июня полностью изменилась.

Предвыборные плакаты на улице одного из французских городов
Предвыборные плакаты на улице одного из французских городов

Александер Глоговский, пресc-секретарь Парижской федерации социалистов, говорит о катастрофических результатах своей партии и, помимо этого, отмечает низкий уровень явки:

– Явка была экстремально слабой. Очень-очень слабой. Если говорить о выборах в парламент, я не могу вспомнить такой низкой явки на выборах депутатов. Конечно, во Франции на парламентские выборы ходят всегда меньше, чем на президентские, но чтобы меньше 50%? Посмотрим окончательные итоги на следующей неделе, но пока выбранное большинство настолько широкое, что это немного пугает.

Николя Версан, секретарь организации "Национального фронта" департамента Сомм, родины президента Макрона, надеется на групповую победу кандидатов своей партии:

Явка была экстремально слабой. Очень-очень слабой

– Я надеюсь, что "Национальный фронт" победит группой и получит как минимум 15 мест. Я думаю, что это возможно. Надо посмотреть на уровень явки по всей стране, что даст эта дуэль. Посмотрим на второй тур.

В воскресенье французские избиратели столкнулись в списках кандидатов с бóльшим, чем обычно, количеством новых лиц – более 20 по некоторым избирательным округам. Часть из претендентов на парламентские кресла – абсолютные новички, не имеющие за спиной никакой политической карьеры. Расширенным оказался и список партий: к уже привычным социалистам, "Национальному фронту", коммунистам и “зеленым” добавились коалиция правоцентристов и “Непокорная Франция”.

Именно таким слишком богатым политическим выбором, а также хорошей погодой и усталостью от напряженной президентской кампании объясняют французские политологи низкую явку на этих выборах. По предварительным данным, она составила менее 49% от общего числа зарегистрированных избирателей. Это самая низкая избирательная активность во Франции за несколько десятилетий.

Тем временем лидер "Национального фронта" Марин Ле Пен, уступившая Эммануэлю Макрону 7 мая во втором туре президентских выборов, набрав при этом треть голосов избирателей, обвинила в нынешней неудаче своей партии "несправедливую", по ее словам, избирательную систему. Согласно законодательству, во второй тур в каждом избирательном округе проходят кандидаты, занявшие два первых места. Третий кандидат может составить им конкуренцию лишь в случае, если за него проголосовали в первом туре не менее 12,5% зарегистрированных избирателей. По мнению Ле Пен, такая система направлена против малых и средних партий.

Лидер правоцентристской партии "Республиканцы" Франсуа Баруэн, отметив низкую явку в первом туре, призвал избирателей быть более активными 18 июня, чтобы у партии президента Макрона в новом парламенте была сильная оппозиция.

Это не Госдума, где все со всем согласны и поддерживают Путина

Второй тур выборов должен показать, получит ли президентская партия абсолютное большинство мест в парламенте. Комментирует политолог, профессор университета Ренн Сесиль Вессье:

– Очень интересно то, что происходит сейчас во Франции. Интересно то, что образуется какая-то новая политическая картина. Французы выбрали Макрона. К какой партии он принадлежит? Он работал в социалистическом правительстве, хотя сам не был членом партии. Но это все равно человек, который работал в социалистическом правительстве, и скорее всего, его движение, где есть люди и из правых, и из левых партий, больше все-таки представляет центр. А большинство французов – именно в центре. Это просто значит, что нельзя сейчас думать о французской политической жизни как о поле, которое разделено между двумя силами.

Сесиль Вессье
Сесиль Вессье

То, что, по-моему, опаснее всего для Франции, это радикальные партии. Это "Национальный фронт", с одной стороны, и “Непокорная Франция” – с другой. Посмотрим, сколько мест получит "Национальный фронт". Если больше, чем раньше, это на самом деле нормально, потому что 23% проголосовали за Марин Ле Пен в том округе, где она баллотировалась, и очевидно, что у этой партии есть свой электорат.

Абсолютное большинство было бы не слишком хорошо

Хорошо, чтобы у президента было достаточное количество голосов в парламенте, чтобы он мог проводить свою политику. Потом посмотрим, насколько эта политика будет хороша для Франции. Но важно все-таки, чтобы была оппозиция, которая могла бы критиковать президента и, скажем так, следить за тем, что он делает. Нужно, чтобы у него было достаточно большое число мест в парламенте, но абсолютное большинство было бы не слишком хорошо. Мой идеал – примерно половина мест, что дает президенту возможность действовать. Это не Госдума, понимаете, где все со всем согласны и поддерживают Путина. Нужно, чтобы были представлены и другие достойные партии, которые могли бы вместе работать в парламенте, – считает политолог Сесиль Вессье.

Тем не менее, если исходить из результатов первого тура, президентская партия может получить до 455 мест в парламенте, что будет являться абсолютным большинством. Около ста депутатских кресел могут занять правоцентристы, а партия Жана-Люка Меланшона может получить до 18 мест в новом парламенте.

Мария Ноэль

Радио Свобода

XS
SM
MD
LG