Accessibility links

Политическое виноделие по-абхазски: кому нужен уксус?


Изида Чаниа
Изида Чаниа

Осень для Абхазии – период свадеб и других торжественных событий. Когда виноград собран и превратился в вино, а кукуруза засыпана в амбары, самое время отдохнуть от трудовых будней и отпраздновать все знаменательные семейные события, которые скопились за год. К сожалению, и в эту чудесную традицию время внесло свои коррективы. Никто уже не ориентируется на «новое вино» и собранную кукурузу, но симптоматика массовых мероприятий дает о себе знать и бродит одновременно с новым вином. Во второй декаде сентября востребованность в «массовых мероприятиях» становится очевидной.

Некоторое время назад в социальных сетях был зафиксирован очередной (или внеочередной) всплеск истерии, очевидно, связанный с подготовкой к президентским выборам. Да, выборы главы государства пройдут в 2019 году, и тем, кто хочет быть услышанным народом, пора начинать предвыборную кампанию. Самое время оглашать намерения, программы, мнения по актуальным вопросам внешней и внутренней политики, рассказывать людям о возможных путях экономического развития, методах борьбы с преступностью, одним словом – общаться с электоратом.

Но, к моему великому изумлению, ничего такого не происходит. Вместо этого соцсети в очередной раз заполнила выставка портретов «спасителей нации». Так стартовала предвыборная кампания мало того, что скомпрометировавших себя политиков, но еще и политиков неприличной давности, из обкомов, горкомов, центральных комитетов – пионеры, комсомольцы, коммунисты. Понятно, что такой антиквариат пытается преподнести себя «с лица» – без программ, дискуссий и обсуждений. И доморощенные пиарщики, идя навстречу пожеланиям бывших партийных боссов, не привыкших к прямому общению, решили, что людей можно обманывать бесконечно, подсовывая трухлявое папье-маше, не наполненное никаким содержанием.

Сегодня они зовут людей «на баррикады» под лозунгом смены власти. И вот что примечательно: из полемики в соцсетях становится понятно, что активисты-пиарщики даже не пытаются объяснить, во имя чего или кого такие страсти? Взрослые женщины, которые по статусу своему должны были уже набраться мудрости и демонстрировать хоть какую-то сдержанность, предлагают народу восстать и обещают, что «оппозиция вас поддержит». Попыталась я порыться в своих школьных познаниях революций мирового масштаба – и французских, и российских, – но не смогла отыскать примера, когда революционеры пристраивались бы в хвост народу. Робеспьер, Марат и более близкие нам Ленин, Троцкий и иже с ними набирали себе сторонников отнюдь не с помощью анонимов в соцсетях.

Согласитесь, что парню, который залез на броневик или стоит под пулями на баррикадах, верится всегда больше, чем политикам, которые тридцать лет либо сидят, либо кружат вокруг кресла. И вот эти нескончаемые круги заставляют меня думать, что есть такое психическое заболевание – власть, от которого не избавишься без помощи электората. Как метко отметил один из пользователей «Фейсбука»: «если человек болен, к нему нужно относиться толерантно, но совершенно необязательно самому становиться больным».

За последние 30 лет в Абхазии, вопреки всем сложностям, сопутствующим нашему становлению, появилась плеяда молодых людей, которые образованы, умны, обладают хорошими менеджерскими навыками, современны, активны в общественной жизни и не скомпрометировали себя никакими, даже незафиксированными в криминальных сводках преступлениями.

Призрак политика со здоровыми амбициями, выходящими за пределы мечты о получении средств от инвестиционных проектов, давно востребован обществом. Будет очень грустно для страны, если нам на очередных выборах, вместо доброго молодого вина, снова подсунут старый, прокисший уксус.

Мнения, высказанные в рубриках «Позиция» и «Блоги», передают взгляды авторов и не обязательно отражают позицию редакции

  • 16x9 Image

    Изида Чаниа

    В 1978 году окончила сухумскую среднюю школу №2, в 1983 году – биохимический факультет Абхазского госуниверситета. 

    Работала в газетах «Абхазский государственный университет», «Советская Абхазия», «Аидгылара», на Абхазском ТВ, в газетах «Экспресс-хроника», «КоммерсантЪ», внештатным корреспондентом в российских информационных агентствах «Постфактум», «Интерфакс». С 1998 года по 2016 год – редактор газеты «Нужная газета», с 2016 года – редактор газеты «Мырзаканаа».

    Член Союза журналистов Абхазии, председатель Ассоциации журналистов и работников СМИ Абхазии.

XS
SM
MD
LG