Accessibility links

Взрывоопасная грузинская тема


Изида Чаниа
Изида Чаниа

Наше общество с завидной регулярностью сотрясают скандалы. Иногда локальные, чаcто связанные с теми или иными преступлениями, реже – грандиозные, когда кажется, что вот уже снесут все: и власть, и государство, и камня на камне не оставят. Но проходит время, политики о чем-то договариваются, и ситуация нормализуется.

Вот, в 2016-м зачем-то штурмовали МВД, затем предприняли попытку штурма администрации президента, в начале года «центром притяжения» стал парламент. Сегодня мало кто вспомнит даже причины «всенародных» возмущений, и мало кто знает, к каким результатам привела та или иная протестная акция. Пошумели и разошлись.

Однако, если проанализировать самые массовые протесты, с которыми сталкивается страна за последние два десятилетия, то несложно заметить, что их причиной чаще всего становились взаимоотношения с Грузией – закон о гражданстве (2009 год), выдача абхазских паспортов гражданам Грузии (2014 год), амнистия гражданина Грузии (2018 год). То есть взаимоотношения с Грузией по-прежнему остаются для абхазской общественности ахиллесовой пятой, а потому вполне понятно, что политики нередко используют грузинскую карту, чтобы «потрясти» пресловутую «лодку» и решить свои задачи.

Взрывоопасная грузинская тема
please wait

No media source currently available

0:00 0:06:24 0:00
Скачать

В конце прошлой недели «митинговали» социальные сети. Причиной для возмущения стала просочившаяся в соцсети информация о поездке группы врачей из Абхазии на обучение в Грузию. Спустя некоторое время Минздрав отреагировал на публикацию заявлением, в котором полностью опроверг информацию анонимного пользователя и уверил, что Минздрав не организовывал никаких обучающих семинаров в Грузии. В сообщении пресс-службы отмечается, что Минздрав Абхазии сотрудничает в области образования только с Россией. Однако в конце официального сообщения была отсылка на Зураба Лакербая, который владеет информацией.

Здесь надо пояснить, что Зураб Лакербая с 1995 года является полномочным представителем президентов двух враждующих стран – президента Абхазии и президента Грузии – по урегулированию грузино-абхазских взаимоотношений. После окончания грузино-абхазской войны занимался организацией грузино-абхазских переговоров на высшем уровне под эгидой ОБСЕ, ООН, России. Этнический абхаз, гражданин Грузии и Абхазии Зураб Лакербая – это беспрецедентный случай, можно сказать, юридическая коллизия, когда гражданин Грузии одновременно является гражданином Абхазии на достаточно законном основании. Дело в том, что закон о гражданстве Абхазии запрещает двойное гражданство, но в то же время предусматривает право на гражданство для любого этнического абхаза. Именно это право абхаза, вопреки праву на второе гражданство, позволяет Зурабу Лакербая быть представителем Абхазии в Грузии и Грузии в Абхазии при всех президентах и всех правительствах. Впрочем, об этой нелепице я уже писала в 2014 году.

Но вернемся ко дню сегодняшнему. Нынче Зураб Лакербая занимается гуманитарными медицинскими проектами. После того как его имя всплыло в вышеописанном скандале, связанном с организацией образовательных программ в Грузии для абхазских врачей, Лакербая пояснил, что никакого образовательного семинара не было, речь о поставке из Голландии в Абхазию медицинского оборудования, в частности, машины скорой помощи, оснащенной современным оборудованием. Машина поступила в Грузию, и трое абхазских медиков приехали в Тбилиси, чтобы ознакомиться с оборудованием и забрать машину скорой помощи. Почему этому, на взгляд Лакербая, не заслуживающему внимания факту придали такое значение, он не понимает.

После беседы с Зурабом Лакербая меня заинтересовал первоисточник информации о поездке, и, к своему удивлению, я обнаружила «грузинский след». То есть очередной грузино-абхазский скандал в виртуальной сети на сей раз был спровоцирован из Грузии, а затем его с готовностью подхватили абхазские пользователи. Возможно, совпадение, а возможно, и нет, но произошло это после «мирных инициатив» премьера Грузии в отношении Абхазии и Южной Осетии.

Одновременно с этим в грузинских СМИ появилась информация о гражданах Абхазии, которые получили медицинскую помощь в Грузии, о суммах, которые потратила на здоровье граждан «сепаратистских регионов» (Южной Осетии и Абхазии) Грузия. Если бы информация не сопровождалась комментариями, из которых следовало, что граждане Грузии отнюдь не в восторге от благотворительности своей страны, то я бы даже поверила, что неблагодарных абхазов «тычут носом» в неопровержимые факты.

Но я не собираюсь выяснять истинные цели и намерения источника информации. Мне это не интересно. Мне интересны наша страна и поведение нашей власти, которая за четверть века так и не смогла сформулировать четкую и ясную стратегию в отношении Грузии, такую, чтобы каждому гражданину Абхазии было понятно, является ли он предателем родины, когда получает медицинскую помощь на вражеской территории, когда завозит товары из Грузии в Абхазию, когда осуществляет гуманитарные проекты или ездит на футбольные матчи?

Неужели четверть века – недостаточный срок, чтобы достать «из долгого ящика» все эти «скелеты», дополнить законодательную базу, создать полноценную грузино-абхазскую государственную границу на КПП «Ингур» со всеми сопутствующими атрибутами ее пересечения? Или непонятная граница, через которую стройным потоком идут контрабандные грузы, – это «закладка» для очередного массового протеста к выборам 2019 года, а скандал с «обучением врачей» – разминка перед выборами?

Но тогда, говоря вежливо, какими же недальновидными политиками надо быть, чтобы позволять использовать «взрывоопасную тему», вместо того чтобы решить проблему, которая находится на поверхности. Заодно нам всем представилась бы возможность увидеть тех, кто выступает против нормальной границы суверенного абхазского государства.

Мнения, высказанные в рубриках «Позиция» и «Блоги», передают взгляды авторов и не обязательно отражают позицию редакции

  • 16x9 Image

    Изида Чаниа

    В 1978 году окончила сухумскую среднюю школу №2, в 1983 году – биохимический факультет Абхазского госуниверситета. 

    Работала в газетах «Абхазский государственный университет», «Советская Абхазия», «Аидгылара», на Абхазском ТВ, в газетах «Экспресс-хроника», «КоммерсантЪ», внештатным корреспондентом в российских информационных агентствах «Постфактум», «Интерфакс». С 1998 года по 2016 год – редактор газеты «Нужная газета», с 2016 года – редактор газеты «Мырзаканаа».

    Член Союза журналистов Абхазии, председатель Ассоциации журналистов и работников СМИ Абхазии.

XS
SM
MD
LG