Accessibility links

Новое выступление новой молодежи


Гиа Нодиа
Гиа Нодиа

Протестные выступления 12-13 мая опять поставили в центр внимания молодежь как новую социальную силу, которая способна заставить с собой считаться. Это случилось уже во второй раз.

Сначала, в июне прошлого года, многие из этих же молодых людей митинговали против ареста двух рэперов, официально – за владение наркотиками, а по мнению протестующих – в качестве наказания за распространение видеоклипа, на который обиделись руководители полиции. Тогда премьер-министр специально обратился к участникам акции и обещал во всем разобраться, а также подумать о либерализации наркополитики. Сейчас поводом для протестов оказался рейд полиции против двух популярных ночных клубов. На этот раз требования стали более радикальны – отставка премьер-министра и министра внутренних дел. К выступающим вышел сам министр внутренних дел Георгий Гахария; по требованию собравшихся он извинился и выразил готовность пересмотреть некоторые элементы наркополитики. Это извинение митинг счел своей большой победой, хотя потом министр уточнил, что никаких ошибок за собой не признает и лишь сожалеет о том, что сорвал планы собравшейся в клубах публики.

Новое выступление новой молодежи
please wait

No media source currently available

0:00 0:04:24 0:00
Скачать

Насколько сильна эта сила? Насколько и на что она может повлиять? Начали говорить о том, что молодежное движение уже намного превосходит по своему авторитету оппозиционные политические партии, что люди, желающие перемен, должны ориентироваться именно на него. Такие рассуждения исходят, прежде всего, от тех, кто не доверяет ни власти, ни оппозиции, но хочет на что-то или кого-то надеяться.

Но вне зависимости от того, как мы оцениваем новое молодежное движение, сравнивать его с оппозиционными партиями в принципе неправильно. Прежде всего, оно упрямо кричит о своей «аполитичности». Политиков, которые хотят выразить с ними солидарность, гонят с акций и не подпускают к микрофону. Возможно, действующие политики действительно плохие и дискредитированные и ассоциироваться с ними невыгодно. Но тогда нужно создавать какую-то другую политическую силу, хорошую и заслуживающую доверия. А так, кем именно менять премьера или министра Гахария, если они действительно решат подать в отставку?

Самая действенная организация, связанная с молодежным движением, – «Белый шум», но она интересуется единственной темой – либерализацией наркополитики. Эта проблема интересна для определенного круга людей, но среди более широкой публики она скорее проигрышна. Многие сочли, что собравшаяся на проспекте Руставели молодежь – сборище наркоманов, которые борются за право спокойно курить травку и глотать «экстази». Организаторы и участники протестов с этим описанием громко не соглашаются и говорят, что у них гораздо более широкая повестка дня, но не могут последнюю внятно артикулировать. В конце концов все равно получается, что самая главная проблема – наркополитика.

Что касается власти, не совсем понятно, на что она реагирует в первую очередь – на собственно уличные протесты или на послания Беры Иванишвили, сына своего лидера, Бидзины. Бера – рэпер, который во время обоих описанных случаев публично выразил солидарность с протестующей молодежью и поддержал идею, что наркополитику следует смягчить. В обоих же случаях сразу после его интервенций государственные чины сочли необходимым пойти на какие-то уступки митингующим. Считается, что к Бере близок мэр Тбилиси Кахи Каладзе, который делает упор на поддержку молодежной культуры и «ночной экономики». Так что «аполитичные» лидеры «Белого шума» на самом деле играют на противоречиях внутри властной команды.

Со своей стороны, власть играет на других противоречиях. Акцию протеста сопровождала контракция ультраправых групп, обещавших, что сами разгонят собравшихся перед парламентом «пи...ов», если этого не сделает полиция. По словам «Белого шума», на переговорах с ними министр Гахария упирал именно на то, что ему трудно сдерживать другую часть молодежи, что главное – избежать эскалации в отношениях между двумя группами. Многие считают, что министр лукавил: организаторы контракции ранее неоднократно физически нападали на оппозицию, за что их никто никогда не наказывал. Получается, что на самом деле они – грузинский вариант украинских «титушек», которых власть использует в своих целях.

Протест против конкретной несправедливости следует только приветствовать. Но пока молодежное движение не определится, за что именно оно борется, с кем и на что надеется, трудно ожидать от него осязаемых результатов.

Мнения, высказанные в рубриках «Позиция» и «Блоги», передают взгляды авторов и не обязательно отражают позицию редакции

  • 16x9 Image

    Гиа Нодиа

    Родился 4 сентября 1954 г. в Москве, в 1976 г. закончил философский факультет Тбилисского государственного университета. 

    В 1982 г. защитил диссертацию и стал кандидатом философских наук. Гиа Нодиа в настоящее время - профессор Университета Ильи в Тбилиси и председатель Кавказского института мира, демократии и развития.  

    Сотрудничает с Радио Свобода с 1989 г., на постоянной основе (на «Эхе Кавказа») – с 2009 года.

XS
SM
MD
LG