Accessibility links

Запрет как приглашение к сотрудничеству


Магазины, торгующие грузинскими товарами, закрываются, чтобы избежать неприятностей
Магазины, торгующие грузинскими товарами, закрываются, чтобы избежать неприятностей

В Ленингорском районе Южной Осетии торговцы терпят убытки из-за запрета на торговлю отдельными видами грузинских товаров, который объявила районная санэпидемстанция.

Вот уже неделю в Ленингорском районе санэпидемстанция запрещает магазинам торговать некоторыми видами грузинских товаров. Под запрет попали в основном рыба и мясные изделия – колбасы, куры, полуфабрикаты. Эти ограничения объявили раньше, чем запрет на ввоз грузинской продукции растениеводства из-за угрозы распространения мраморного клопа.

Как раз маршрутки с грузинскими овощами и зеленью в республику идут бесперебойно, и в ленингорских магазинах торговать ими никто не запрещает. Говорит гражданская активистка из Ленингора Тамара Меаракишвили:

«Они мотивируют свои требования убрать продукцию с прилавков тем, что, по их мнению, продукция незаконна, ее качество неизвестно, и поэтому она опасна для потребителя. Если торговцы не уберут продукцию, тогда им грозит штраф. Поэтому магазины, торгующие грузинскими товарами, закрываются, чтобы избежать неприятностей».

Запрет как приглашение к сотрудничеству
please wait

No media source currently available

0:00 0:03:42 0:00
Скачать

По наблюдениям Тамары Меаракишвили, торговцы пребывают в недоумении, говорят, что все товары прошли таможенный контроль, в том числе фитосанитарный.

На пропускном пункте «Раздахан» действительно есть фитосанитарный контроль, но он даже не формальный, а символический. Тем не менее, с точки зрения закона, товар прошел контроль, поэтому местное население сомневается в законности подобных ограничений. Югоосетинский эксперт, бывший сотрудник республиканской таможни Тимур Кокойты считает, что с точки зрения закона к действиям сотрудников санэпидемстанции вопросов не возникает:

«Правовое положение пропускного пункта «Раздахан» специфичное. Его изначально открыли для того, чтобы жители района могли общаться с родственниками в Грузии, ездить туда по каким-то житейским надобностям. Они перемещаются через границу и перевозят товары для личного потребления. Впоследствии там поставили таможенный пост и наделили его правом таможенного оформления товара, но все равно нигде не сказано, что там можно перемещать коммерческие партии, предполагающие их реализацию на югоосетинском рынке. Перевозимые через границу товары все равно квалифицируются как для личного пользования, просто в объеме они могут превышать допустимые 50 килограммов ручной клади для бесплатного провоза, и тогда они облагаются пошлиной».

То есть можно запретить торговлю любым товаром грузинского происхождения, потому что проникает он в республику через «Раздахан» и предназначен для личного потребления. Кстати, как и любой российский товар.

Все или почти все российские товары, которые продаются в магазинах республики, завозятся как ручная кладь, потому что иначе невозможно оформить маленькие партии товара, состоящие из десятков наименований, которые завозят местные магазины. То есть и в цхинвальских, и в ленингорских магазинах одно и то же, и это объективная ситуация, продиктованная, прежде всего, крохотными размерами местного рынка. Но именно в Ленингоре почему-то ввели ограничения. По времени они совпали со сменой начальника районной санэпидемстанции, поэтому местные торговцы восприняли происходящее как приглашение к неформальному сотрудничеству. Других объяснений они просто не нашли.

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия

  • 16x9 Image

    Мурат Гукемухов

    В 1988 году окончил Ставропольский политехнический институт, по специальности
    инженер-строитель.

    В разные годы был корреспондентом ИА Regnum, сотрудничал с издательским домом «КоммерсантЪ» и ​Institute for War and Peace Reporting (IWPR).

XS
SM
MD
LG