Accessibility links

Политэкономия газификации


Проект позволит нарастить загрузку газопровода «Дзуарикау-Цхинвал» до 74%
Проект позволит нарастить загрузку газопровода «Дзуарикау-Цхинвал» до 74%

Президент Российской Федерации Владимир Путин утвердил газовое соглашение с Южной Осетией. Он подписал закон о ратификации договора между правительствами об условиях купли-продажи акций и дальнейшей деятельности ОАО «Газпром - Южная Осетия».

По этому соглашению «Газпром» выкупает за 1 рубль принадлежащую Южной Осетии долю (25% минус одна акция) в совместном предприятии «Газпром -Южная Осетия» и таким образом становится единственным владельцем предприятия.

По соглашению «Газпром» должен будет осуществить инвестиции в объеме порядка двух миллиардов рублей в развитие газовых сетей Южной Осетии. Генеральная схема газификации до 2025 года предусматривает газификацию 190 населенных пунктов и строительство 528 километров межпоселковых и 373 километров внутрипоселковых газопроводов, в основном в горной местности.

Проект также предусматривает увеличение годового объема потребления газа в Южной Осетии к 2025 году в пять раз – с 36,6 миллиона кубометров в 2016 году до 186,8 миллиона кубометров к 2025 году. Это позволит нарастить загрузку газопровода «Дзуарикау-Цхинвал» с 14,5% до 74%.

Вот такие параметры проекта.

Политэкономия газификации
please wait

No media source currently available

0:00 0:04:39 0:00
Скачать

Югоосетинский общественник Тимур Цхурбати убежден, что проект оживит умирающие селения и позволит возродить агарную отрасль республики:

«Насколько я знаю, будут газифицировать села, где пять и более жилых домов. Это благо для Южной Осетии – газифицировать села и провести дороги. Потом люди уже сами будут поднимать хозяйства. У нас в деревнях осталось очень мало жителей. Какая проблема была в горах? Сенокосные угодья – их не хватало. Теперь их хватает с лихвой, и любой не больной, среднего здоровья хозяйственный мужик легко проживет в деревне. Тем более что у нас компактная республика: из самой отдаленной деревни до города максимум час-два езды, до райцентра – в пределах сорока минут».

Российский экономист Денис Соколов более сдержан в прогнозах по поводу газификации как решающего фактора в возрождении горных селений:

«Я не слышал, чтобы газ, но дороги иногда возрождают селения. Но они их возрождают как дачи, нежели как хозяйствующие субъекты, потому что сегодня представить себе какую-то разумную экономику в горах очень сложно.

– Почему?

– Потому что все, что можно вырастить в горах, можно вырастить на равнине и привезти в горы в два раза дешевле. Кроме того, жизнь в горах гораздо дороже. Та же самая газификация, когда она рассчитана на очень небольшое количество людей, – гораздо дороже, чем внизу. Существуют широтные и высотные ограничения рентабельности, и с этим ничего не сделаешь».

То есть по этой логике те, кто хотел заниматься животноводством, были готовы к тяжелой жизни в горах, уже там. В этом смысле тезис о возрождении села после газификации выглядит весьма спорным. Но в этой истории есть и другие бесспорные бенефициары, считает Денис Соколов:

«Газификация делается не для жителей сел, потому что там почти никто не живет, а газификация делается для тех, кто проводит газ, потому что для них это рабочие места, контракты, подряды, зарплата, откаты...

– Предполагается, что газораспределительная сеть увеличится на 900 километров, соответственно, ее надо будет обслуживать. Это дополнительные рабочие места, что хорошо для местного населения, но их кто-то должен будет оплачивать.

– Поднятие тарифов будет, и из людей будут вынимать больше денег».

По мнению Дениса Соколова, рентабельность этой большой сети можно обеспечить двумя способами. Можно накачивать бюджетные деньги в села, чтобы потом собирать их в виде тарифных платежей. Например, через увеличение пенсий, через систему здравоохранения, образования, открывая там вакансии, создавать платежеспособных абонентов. А можно и по-другому: потери в селах компенсировать за счет города, райцентров и относительно крупных деревень, то есть еще больше поднять там тарифы.

Конечно, говорит Денис Соколов, – это облегчение для тех, кто живет в горах. Но при этом надо понимать, что эта история не про экономику: это политический проект, как способ освоения бюджета, в данном случае российского.

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия

  • 16x9 Image

    Мурат Гукемухов

    В 1988 году окончил Ставропольский политехнический институт, по специальности
    инженер-строитель.

    В разные годы был корреспондентом ИА Regnum, сотрудничал с издательским домом «КоммерсантЪ» и ​Institute for War and Peace Reporting (IWPR).

XS
SM
MD
LG