Accessibility links

«Сила в единстве» вышла на тропинку протеста


5 мая сотни молодых людей, взявшись за руки, выстроились цепью вдоль спорного участка грузино-азербайджанской границы
5 мая сотни молодых людей, взявшись за руки, выстроились цепью вдоль спорного участка грузино-азербайджанской границы

Активисты антиоккупационного движения «Сила в единстве» начинают патрулирование спорного участка грузино-азербайджанской границы в районе монастырского комплекса Давид Гареджи.

Грузинские активисты выходят на тропу протеста из-за монастырского комплекса Давид Гареджи. После масштабной акции 5 мая, когда сотни молодых людей из Тбилиси и населенных пунктов, находящихся поблизости от историко-религиозного памятника, взявшись за руки, выстроились цепью вдоль спорного участка грузино-азербайджанской границы, антиоккупационное движение «Сила в единстве», известное осуществлением гражданского патрулирования вдоль разделительной линии на административной границе с Южной Осетией, решило расширить ареал своей деятельности. Отныне активисты будут дежурить и в районе комплекса Давид Гареджи. Лидер организации Давид Кацарава считает, что только так можно отстоять наследие грузинской культуры:

«Необходимо начинать мирное патрулирование, например, три или четыре раза в неделю, так как нет времени расслабляться. Камни, которые установили на тропинке, этим пытаются оказать на нас своеобразное давление. Очевидно, что они настроены отобрать у нас эту территорию, но мы не собираемся уступать. Это должны знать и наши власти, и власти Азербайджана. Здесь есть небольшая тропинка, спорная, которая связывает с кельями и храмами. То, что мы ходим по этой тропинке, – это мини-победа нашего сообщества».

Акция протеста на границе стала откликом на проповедь митрополита Урбниси и Руиси владыки Иова, призвавшего, если надо, пролить кровь за святыни. И хотя патриархия открестилась от призывов высокопоставленного священнослужителя, многие восприняли его слова как призыв к действию.

По словам одного из лидеров Республиканской партии Грузии Давида Бердзенишвили, ранее принимавшего участие в попытке решения проблемы монастырского комплекса, недопонимание длится уже без малого три десятка лет:

«Грузинские власти, как только проблема утихомирится, забывают об этой проблеме. Естественно, это большой минус нашего МИДа и наших властей, всех властей, кстати. И периода Шеварднадзе, и Саакашвили, и Иванишвили».

При этом, по словам Бердзенишвили, суть проблемы не в том, что Тбилиси не пытался найти решение путем обмена территориями, а в том, что Баку не готов отдавать эти земли. И дело вовсе не в стратегических высотах, о которых говорится в полуофициальных комментариях. Проблема в другом, считает Давид Бердзенишвили:

«Значительная часть азербайджанских историков сейчас утверждают, что Кавказская Албания поздней античности и раннего средневековья – это та страна, правопреемницей которой является Азербайджан. Поэтому для них с историко-пропагандистской точки зрения важно утверждать, что и Азербайджан может претендовать на маленькую часть комплекса Давид Гареджи, так как албанцы были христианами. Конечно, в этом нет никакой исторической подоплеки, там сплошные грузинские надписи, там албанской культуры не видно. Но тем не менее граница, скорее всего, проходила именно там, и эта историко-пропагандистская составляющая все больше влияет и на азербайджанскую политику».

При этом на официальном уровне обе стороны утверждают о намерении решить проблему. И даже обещают в ближайшее время создать соответствующую комиссию по делимитации и демаркации государственной границы, общая протяженность которой составляет 446 километров. Правда, комиссия уже создавалась – в 1996 году. Но в вопросе Давид Гареджи за эти годы стороны так и не смогли прийти к соглашению.

Включение же в процесс церковных иерархов, пусть и в частном порядке, может лишь усугубить ситуацию. Причем не только в отношении спорного участка границы, но и в отношениях между религиозными конфессиями. Шейх управления мусульман Грузии Рамин Игидов раскритиковал призывы владыки Иова и предостерег от скатывания ситуации в межрелигиозное противостояние:

«Часть монастырского комплекса Давид Гареджи находится на территории Грузии, а часть – на территории Азербайджана. Это спорный вопрос между двумя странами еще с советского периода, который продолжается до сих пор. Думаю, обязательно должна быть создана двусторонняя комиссия, которая решит этот вопрос, и, соответственно, процессом делимитации и демаркации будут довольны обе стороны. Что касается слов владыки Иова, мы являемся гражданами Грузии, мы живем здесь в течение многих лет и веков. Соответственно, для нас категорически неприемлемо какое-либо противостояние, будь то по этническому или религиозному признаку».

Нынешнее «весеннее обострение» на грузино-азербайджанской границе некоторые наблюдатели связывают с неосторожными заявлениями президента Грузии. Саломе Зурабишвили в ходе недавнего посещения комплекса позволила довольно жестко высказаться по этому вопросу. А если учесть предвыборные заявления главы государства в ходе встреч с населением регионов, то, таким образом, закрытие границы могло быть неким показательным демаршем Азербайджана. В этом случае систематическое появление в спорной зоне большого количества активистов антиоккупационного движения может быть воспринято в Баку как обвинение в оккупации и, соответственно, как провокация.

XS
SM
MD
LG