Accessibility links

Генерал Ходжес увидел в Грузии меньше НАТО


Бен Ходжес считает, что для Грузии лучшим решением станет продолжение работы по укреплению обороны и разработке методов «сдерживания Кремля»
Бен Ходжес считает, что для Грузии лучшим решением станет продолжение работы по укреплению обороны и разработке методов «сдерживания Кремля»

Правительство Грузии должно прислушиваться к голосу народа и не идти на поводу у Москвы. Западные эксперты заметили изменение настроений в правящей команде в Тбилиси. Бывший командующий силами США в Европе генерал Бен Ходжес и другие политические аналитики отмечают отсутствие энтузиазма в рядах «Грузинской мечты» в вопросе интеграции в НАТО.

Повышение роли НАТО в вопросе безопасности Черного моря идет параллельно со снижением энтузиазма грузинских властей в вопросе интеграции в Североатлантический альянс. Такую парадоксальную ситуацию отметил бывший командующий силами США в Европе генерал Бен Ходжес. Эксперт принял участие во встрече, посвященной участию военно-политического блока в усилении безопасности в черноморском бассейне, состоявшейся в вашингтонском Центре анализа европейской политики. В своем комментарии грузинской службе «Голоса Америки» Ходжес посетовал:

«Грузия уже должна быть членом НАТО. Но после моего последнего визита в Тбилиси в сентябре я ощутил, что уже не чувствую того энтузиазма со стороны правительства, который чувствовался раньше. Армия все так же профессиональна, как и всегда, но, честно говоря, правительственные чиновники не выказывают прежнего энтузиазма по поводу западной интеграции».

Генерал Ходжес увидел в Грузии меньше НАТО
please wait

No media source currently available

0:00 0:05:44 0:00
Скачать

Политический аналитик Центра Байдена Марк Войгер согласен с генералом Ходжесом в том, что Грузия готова вступить в НАТО, но добавляет, что страна является целью гибридных атак России:

«Как вы знаете, одна из частей доктрины Герасимова – оккупировать территории стран, чтобы эти страны не могли стать членами НАТО. Россия делает все возможное, чтобы повлиять на политические элиты страны, чтобы замедлить их энтузиазм по поводу некоторых процессов. Когда Россия не сможет достичь своей цели, Кремль прибегнет к гибридным методам для достижения той же цели путем манипулирования культурными, религиозными и историческими связями».

И хотя на сегодняшний день, по мнению экспертов, попытки Москвы навязать свой нарратив населению Грузии не увенчались успехом, рост пророссийских настроений в правящих кругах требует реагирования. Войгер предупреждает: если кто-то считает, что Россия будет равноправным партнером, то он сильно ошибается.

Бен Ходжес, со своей стороны, считает, что для Грузии лучшим решением станет продолжение работы по укреплению обороны и разработке методов «сдерживания Кремля» – так, чтобы Россия не решилась на проведение в Грузии широкомасштабной операции. При этом генерал уверен: одной из лучших гарантий защиты Грузии станет увеличение в стране военного присутствия США.

«Безопасность Грузии во многом зависит от ее соседей и от Соединенных Штатов. Поэтому Грузия должна сделать все, чтобы Россия не удерживала ее. А это означает, что следует сдержать саму Россию, чтобы она никогда не думала о том, чтобы включить Грузию в свою орбиту. Я вижу, что руководители Вооруженных сил Грузии осознают это, думая о покупке правильного вооружения, разработке правильной тактики, использовании сложного ландшафта страны в своих интересах. Грузия должна быть в состоянии сдержать Россию, прежде чем союзники придут на помощь. Я хотел бы, чтобы Соединенные Штаты использовали Грузию в качестве союзника, чтобы помочь нам преодолеть проблемы на Ближнем Востоке. Речь не о постоянной базе, но есть много других способов показать Кремлю, что он не имеет права так просто пересекать административную линию, постоянно угрожая Грузии».

В Тбилиси на заявление генерала Ходжеса обиделись. В ответе спикера парламента Арчила Талаквадзе явно чувствовался упрек:

«Наш энтузиазм в отношении НАТО лишь растет, а все обязательства, которые мы взяли на себя перед партнерами, безусловно, выполняются. Грузия находится в стратегической готовности. Решение о присоединении приемлемо для политических и стратегических партнеров. Вместе мы создаем момент, когда это решение может быть принято. Но в любом случае это решение приемлемо для НАТО и наших стратегических партнеров. Есть официальные оценки НАТО, в которых прогресс Грузии был должным образом оценен».

Талаквадзе заверил: правящая команда с нетерпением ждет момента, когда Грузия вступит в НАТО.

В Брюсселе, со своей стороны, стараются обходиться общими формулировками. На прошедшем на днях министериале Североатлантического альянса генсек НАТО Йенс Столтенберг в очередной раз повторил:

«Мы будем помогать и поддерживать Грузию на пути вступления в НАТО. Именно поэтому мы помогаем в модернизации институтов обороны и безопасности, в осуществлении реформ. Именно в этом заключается цель представительства НАТО в Грузии».

Впрочем, генерал Ходжес уверен: для того, чтобы НАТО сумело выполнить свои обещания, в том числе по части безопасности Черного моря, власти Грузии должны обеспечить еще один важный пункт – строительство порта Анаклия. Если этот хаб все же будет построен, считает Ходжес, Грузия станет не только экономическим порталом между Европой и Азией, но и сможет «привлечь американские военные корабли».

Сегодня военно-морские силы США с учетом Конвенции Монтре заходят в порты Одессы и Констанцы. Но в случае строительства Анаклия, по мнению генерала Ходжеса, Вашингтон вполне может предпочесть оборудованную по новейшим стандартам гавань для профилактики и логистической поддержки, а также «неких других целей». Именно это, считает бывший командующий, вызывает столь сильное неприятие Москвой вопроса постройки этого порта. Так как присутствие американских военных кораблей станет самой надежной гарантией сдерживания России.

XS
SM
MD
LG