Accessibility links

Югоосетинская неделя: ловкость рук и утрата доверия


Парламент Южной Осетии может рассмотреть вопрос вынесения вотума недоверия министрам внутренних дел и юстиции на следующей неделе. В среду 27 ноября это подтвердил на встрече с депутатами председатель законодательного органа Алан Тадтаев.

На следующий день югоосетинская «Народная партия» еще раз подтвердила свое решение о вынесении вотума недоверия министрам внутренних дел и юстиции. В заявлении «народников» отражена хронология событий. В нем содержится не только призыв вернуть процессы в правовое русло, но и предупреждение о политической ответственности председателя парламента:

«Народная партия» воспринимает происходящее как удар по парламентаризму, Конституции и здравому смыслу. При этом удивляет и одновременно настораживает отсутствие здоровой реакции на происходящее от фракции «Единой Осетии»… Дальнейшее продолжение деструктивной политики игнорирования норм права и политической морали неизбежно поставит перед «Народной партией» вопрос утраты доверия председателем парламента Республики Южная Осетия Тадтаевым А.С».

Югоосетинская неделя: ловкость рук и утрата доверия
please wait

No media source currently available

0:00 0:08:00 0:00
Скачать

В этом заявлении, говорит в беседе с «Эхом Кавказа» лидер «Народной партии» Александр Плиев, полностью отражена позиция партии:

«Был генеральный совет, и на нем была обсуждена ситуация, которая, на самом деле, привела к определенному коллапсу работы парламента. И мы призываем руководство парламента к тому, чтобы вернуть ситуацию в правовое поле и, как полагается по регламенту, вынести вопрос вотума недоверия инициативной группы на сессию».

Что касается обвинений спикера в фальсификации постановления парламента, то, считает Александр Плиев, в них еще надо разобраться:

«С этим надо еще разбираться, потому что я пока не могу четко сказать, что это была фальсификация. Определенные явные нарушения регламента есть. К этому нет вопросов. К сожалению, Давид Санакоев вывесил отрывки. Надо было вывешивать запись полностью, потому что там не видны и не слышны слова самого председателя парламента. Окончательный, вот как он поставил вопрос, – этого у Давида не видно. Надо просто разобраться. Обвинять друг друга мы не собираемся, обливать грязью тоже. У нас четко написано (в заявлении): не надо выносить сор из избы. Мы не намерены там кого-то обвинить, потом казнить, и что, на этом все проблемы закончатся? Так не бывает. Надо сесть и, как мы призываем, четко вернуться к регламенту, больше ничего».

О чем, собственно, речь. На последнем заседании парламента депутаты должны были рассматривать вопрос вынесения вотума недоверия министрам внутренних Дел Игорю Наниеву и юстиции Залине Лалиевой. На это спикер Алан Тадтаев ответил, что голосование невозможно, так как на предыдущем заседании депутаты приняли постановление, в котором они якобы отказывались от этого вопроса. Законодатели возмутились подлогом. Как заявил депутат от «Народной партии» Амиран Дьяконов, он пока на память не жалуется и помнит, что голосовал как раз за обратное – за отмену постановления президиума парламента, которое заблокировало рассмотрение вотума. В знак протеста против подлога двадцать депутатов – инициаторов вотума покинули сессию. Лидер партии «Ныхас» Давид Санакоев после срыва заседания написал на своей странице в «Фейсбуке»:

«Ни одна власть еще не опускала политический процесс и политическую культуру в Южной Осетии на такой низкий уровень, как нынешняя. Она утеряла всякие представления о приличиях и совести. Последняя сессия оставила у меня и у моих коллег впечатление абсурда. Председатель парламента и его однопартийцы пытались нас всех обмануть, сфальсифицировав постановление парламента. Дело дошло до подделки постановлений парламента, как будто 20 депутатов не знают и не помнят, за что они голосовали. Большего неуважения к своим коллегам, к республике и ее народу представить очень трудно, так что как председатель парламента Алан Тадтаев уже попал в историю».

После этого громкого заявления дискуссия продолжилась в социальных сетях, в которых принял активное участие и пользователь «Анатолий Бибилов». По сути, он публично упрекнул Санакоева во лжи, а на вопрос общественника Тимура Цхурбати, почему тогда его не привлекают к ответственности за клевету, президент ответил, что это невозможно из-за депутатской неприкосновенности. К обвинениям присоединилась и одна из депутатов от партии «Единая Осетия» Елена Джиоева, которая возглавляет парламентский комитет по бюджету и налогам.

Обвинения во лжи и клевете в беседе с «Эхом Кавказа» Давид Санакоев прокомментировал так:

«По крайней мере, депутаты сами были свидетелями того, что происходило на последней сессии, и я видел реакцию. Это, во-первых. Во-вторых, у всех это вызвало возмущение, потому что депутатов прямо пытались обвинить в том, чего мы не делали. Потому что есть прямые подтверждающие материалы о том, что происходило на президиуме, каким образом ставился вопрос на президиуме парламента, что происходило на сессии после президиума, как мы отменяли это решение, и там звучал вопрос. И то же самое, каким образом были поставлены вопросы на следующей сессии. И как была сорвана сессия председателем парламента. То есть это все есть, все эти факты можно увидеть. И я думаю, что сделаю это, чтобы люди понимали, кто является клеветником, кто распространяет клевету, а кто нет».

Давид Санакоев выставил видеозаписи заседания президиума и двух последних сессий. Кстати, на эти видеозаписи ссылался и спикер парламента, как на подтверждение своей правоты. Как такое возможно? Я просмотрел записи несколько раз. Дело вот в чем. Спикер и его заместитель Петр Гассиев перед голосованием говорили что-то невнятное. Трудно разобрать, что они имели в виду. Возможно, на этом все и построено. То есть депутатское большинство в 20 человек четко формулирует свои инициативы. Спикер с замом что-то там пробурчали несуразное и поставили на голосование. А на следующем заседании они на голубом глазу утверждают, что депутаты голосовали не за свою инициативу, а за то, что они там пробормотали. Не верите – посмотрите видео.

Единственный прокол в этой истории – спикер и его заместитель несколько раз четко произнесли, что голосуют за отмену постановления президиума. А вот видеозаписи того, за что и как голосовал президиум, Давид Санакоев тоже выложил в сеть. Послушайте отрывок записи:

Алан Тадтаев: Второй вопрос президиума, прошу голосовать.

Голос из зала: Голосовать за что?

А.Т.: За вынесение данного вопроса на сессию о вынесении недоверия. Вторым вопросом идет о выражении недоверия члену правительства республики Южная Осетия, министру внутренних дел республики Южная Осетия Наниеву Игорю Георгиевичу. Кто за то, чтобы вынести этот вопрос на сессию? … Шестеро. Кто против?… Девять. Этот вопрос снимается с повестки дня сессии парламента.

И, наконец, самый главный аргумент, на который ссылается Давид Санакоев, – это здравомыслие депутатов, их возмущение попыткой сфальсифицировать постановление и сделать из них идиотов.

Как следствие – утрата доверия, по меньшей мере, спикером. Пока не ясно, будет ли попытка вынести вотум недоверия официально, но по факту он его утратил, как и некоторые другие коллеги. В депутатской среде обсуждается и возможность инициирования парламентского расследования по факту подлога официального документа.

То есть что произошло? Президент поручил Алану Татдаеву защищать двух своих министров любой ценой. Их спасти не удается, поэтому рано или поздно придется созывать заседание, раз депутаты не меняют своей позиции. Единственный результат этой защиты любой ценой – ослабление позиций самого спикера.

Это называется эффект домино. Когда вы падающую фигуру пытаетесь подпереть другой, она тоже падает. Так схлопывается вся выстроенная президентом система управления. Схлопывается потому, что эта концепция устарела после парламентских выборов, она более не жизнеспособна.

С 2014 года Анатолий Бибилов мог себе позволить быть безапелляционным, потому что большинство в парламенте стояло за ним, и он одним мановением руки мог проводить любое свое решение. Но по итогам последних парламентских выборов сложилась принципиально иная ситуация. Законодательное собрание теперь состоит из нескольких автономных групп. Для них нет непререкаемых авторитетов (они от них избавились), они требуют к себе уважения. С ними нужно договариваться, и, кстати, на начальном этапе они демонстрировали президенту готовность к диалогу. Но не сложилось именно из-за того, что Анатолий Ильич не стал перестраиваться под новые условия. Не смог, это противно его властной натуре. Он по-прежнему воспринимает сотрудничество как беспрекословное подчинение. Выход за рамки этой модели отношений вызывает с его стороны жесткую реакцию. Проблема в том, что ее невозможно удерживать долго, она все равно разваливается.

Этот болезненный для всех участников процесс мы сейчас и наблюдаем.

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия

  • 16x9 Image

    Мурат Гукемухов

    В 1988 году окончил Ставропольский политехнический институт, по специальности
    инженер-строитель.

    В разные годы был корреспондентом ИА Regnum, сотрудничал с издательским домом «КоммерсантЪ» и ​Institute for War and Peace Reporting (IWPR).

XS
SM
MD
LG