Accessibility links

Абхазские оппозиционеры ожидают уголовного преследования

Пресс-конференция абхазских оппозиционеров. Фото – «Эхо Абхазии»
Пресс-конференция абхазских оппозиционеров. Фото – «Эхо Абхазии»

В Сухуми 29 января состоялась пресс-конференция общественно-политических организаций Абхазии, на которой обсуждалась политическая ситуация в самопровозглашенной республике в связи с возможным преследованием граждан, пресекших деятельность российских политтехнологов во время местных выборов осенью 2025 года. По информации организаторов конференции, власти планируют перейти к активному уголовному преследованию по делам, возбужденным против действующего депутата парламента, трех бывших депутатов парламента и бывшего заместителя генерального прокурора. Лидеры осудили действия властей, которые вместо того, чтобы расследовать, кто курировал российских политтехнологов и какие задачи они выполняли, преследуют оппозиционеров.

Прошедшие в ноябре 2025 года муниципальные выборы обернулись острым политическим кризисом в Абхазии. Его триггером стал скандал с участием российских политтехнологов.

5 ноября действующий депутат Кан Кварчия и оппозиционные активисты обнаружили в Сухуми офис, где работали трое россиян — Иван Рева, Павел Тимофеев и Дмитрий Будыкин. Там же выходила пропрезидентская газета «Абхазский вестник» и велась агитация.

Одного из политтехнологов застали за работой в избирательной комиссии, что нарушает местное законодательство. На видео с места событий Рева признавался, что нанимал людей для срыва предвыборных плакатов конкурентов. Представители оппозиции указывали на причастность президентской администрации к происходящему.

На следующий день россияне, покинув пределы Абхазии, сообщили, что их избивали и угрожали оружием.

24 ноября российские следственные органы объявили в федеральный розыск трех абхазских оппозиционеров — депутата Кана Кварчия, бывшего замгенпрокурора Эшсоу Какалия и оппозиционера Хына Думаа. Их подозревают в разбойном нападении на российских специалистов. Москва заявила, что инициирует их международный розыск. Им грозит до 15 лет лишения свободы.

После долгого молчания президент Бадра Гунба заявил, что граждане республики не будут выданы другому государству, а расследование должно проводиться по абхазским законам.

22 декабря 2025 года сухумская прокуратура объявила о возбуждении уголовных дел по ряду тяжелых статей: угроза убийством, нарушение тайны переписки, хищение денежных средств, а также незаконное финансирование избирательной кампании. По данным собравшихся в минувший четверг лидеров оппозиционных партий и движений, уголовное преследование готовится в отношении ряда оппозиционеров, в том числе и тех, кто не участвовал в событиях 5 ноября, предшествующих выдворению российских политтехнологов.

Очевидно, что в числе фигурантов возможных уголовных дел – депутат Кан Кварчия, лидер РОО «Аидгылара». Выступая на пресс-конференции, он, в частности, сказал:

Я буду защищать свою землю, пока у меня хватит сил

«Мы сегодня столкнулись с тем, что власти Абхазии, приглашая российских политтехнологов, взяли на себя обязательство перед Российской Федерацией их охранять. Охранять в их противоправных делах и вмешательстве в наши выборы, в нашу внутреннюю политику в нарушение всех законов и Конституции. За месяц до событий в офисе политтехнологов мы выступали в СМИ и рассказывали о проблеме, но правоохранительные органы на это не реагировали. И они не смогли защитить этих людей, а теперь хотят оправдать свое бездействие и обвинить во всем абхазских патриотов. Есть американская сфера влияния, есть российская сфера влияния, а где наша абхазская сфера влияния, где находится? Я буду защищать свою землю, пока у меня хватит сил. В моем присутствии никаких противоправных действий не было, мы сами вызвали органы правопорядка».

В числе тех, кому может грозить уголовное преследование, назван и зампредседателя РОО «Аидгылара», экс-замгенпрокурора Эшсоу Какалия. Он так описал сложившуюся ситуацию:

«После окончания выборов президента началась беспрецедентная атака на независимые СМИ, несколько известных журналистов объявили иноагентами, и отдельных лидеров оппозиционного движения лишили российского гражданства. Это стало поводом для наших визитов в кабинеты Администрации президента, в том числе и к руководителю аппарата Администрации президента – Беслану Эшба. Мы высказали ему наши претензии к тому, что наша власть никак на это не реагирует. Они все разводили руками и мотивировали свое бездействие тем, что это – Российская Федерация, и они ничего с этим сделать не могут. Мы требовали хотя публичной реакции на происходящее, но в ней нам тоже было отказано. Во время наших эфиров на АГТРК мы заявили о том, что в Абхазии действуют российские политтехнологи, которые нарушают конституционное право граждан на свободное волеизъявление и ряд других законов. Мы это делали для того, чтобы остановить эти процессы».

По словам Какалия, действия активистов были вызваны крайней необходимостью и не содержат состава преступления:

Это заказное уголовное дело

«Мы говорили о том, что это приведет к столкновению, и то, о чем мы говорили, произошло. 5 ноября на улице Абазинской мы действовали в условиях крайней необходимости, есть такое понятие в юридическом праве. Это когда прервать преступление можно только собственными силами в условиях, когда наша правоохранительная система категорически отказалась на эти факты реагировать. И мы пригласили туда представителей правоохранительных органов СГБ и МВД, которые сегодня, закрыв глаза на все, что мы им говорим, действуют в интересах и по показаниям этих трех политтехнологов. Иными словами, в Абхазию привезли трех посторонних и с их слов дают оценку моим действиям и действиям моих коллег и соратников. Все это время мы занимались собственным расследованием происходящего… Если безумная попытка сфабриковать против нас уголовные дела не будет остановлена, мы пойдем дальше и применим все имеющиеся у нас возможности вплоть до протеста. Правда за нами, если кому-то кажется, что мы, поджав хвосты, разбежимся, они сильно ошибаются. Это заказное уголовное дело. Я никаких противоправных действий не совершал, все, что сегодня публикуется, – это ложь. Это сфабрикованное дело не имеет перспективы и иметь не может с точки зрения права и правосудия. Наша власть признает независимость нашей республики? Признает ее суверенный статус и Конституцию или не признает? Хочу обратиться к сотрудникам МВД и СГБ: «Ребята, остановитесь!»»

Присутствовавший на пресс-конференции экс-депутат Тенгиз Агрба заявил, что он появился в офисе российских политтехнологов вместе с представителями Службы госбезопасности:

«Кому-то так захотелось и меня сделали фигурантом этого дела, хотя меня там не было и я не знаю, что там до меня происходило. Я пришел в офис на Абазинской вместе с СГБ. Кто-то сегодня диктует нашим властям, что против меня надо придумать какое-то дело, эти политтехнологи называют мое имя, говорят о том, что я там какие-то деньги брал, угрожал кому-то. Я давно в политике и никогда ни у кого ни копейки не брал и ничего кроме врагов не нажил. Я хочу к нашей власти обратиться, я не хочу конфронтации, но не дай вам Бог, если какая-то санкция в отношении нас будет, мы к вам как к врагам и предателям нашего народа подойдем. Как вы можете так действовать? Это не шарашкина контора, это – наше государство, почему, если русские сами говорят, что они (российские политтехнологи) нарушили закон, вы их отпустили? И слава Богу, что ребята там оказались и их остановили. Я мирный человек, но за свободу буду драться со всем миром. Какие бы мы маленькие ни были, относитесь ко мне и к моему народу с уважением!»

Представители оппозиционных сил предостерегли власти от накаливания внутриполитической атмосферы. Депутат парламента прошлых созывов и член экспертного фонда Аамта Илья Гуния заявил:

Самое слабое звено – это глава государства

«Эти люди вскрыли факт незаконной деятельности на территории Абхазии российских политтехнологов, сами вызвали туда правоохранительные органы и сдали их. Потом процесс пошел по пути расследования и возбуждения уголовного дела. Это понятно, но мы не понимали, насколько это все пустило здесь корни и насколько все это глубоко. Возникли вопросы: кто их привез, как они здесь появились, какой деятельностью и с кем они тут занимались? И вот тут вскрылась целая сеть людей, которые в свое время вместе с этими политтехнологами и с их помощью открыли здесь анонимные телеграм-каналы, на которых они обливали грязью граждан Абхазии, занимались подрывной деятельностью, стравливали политических оппонентов.

… Все эти фамилии и имена известны, все, кто встречался с президентом, ему об этом сказали, и все эти люди сегодня работают и находятся рядом с президентом, а уголовное дело возбуждают против троих депутатов парламента и экс-прокурора. Видимо, власть посчитала их слабым звеном, но это не так. Самое слабое звено – это глава государства, потому что именно он гарант прав граждан. Никакой вины за теми людьми, против которых открыто уголовное дело мы не признаем и оставляем за собой право в случае их задержания проводить акции гражданского неповиновения, другого пути я не вижу».

Лидер политической партии Форум народного единства Абхазии Аслан Барциц, в свою очередь, резюмировал, что в Абхазии сложилась парадоксальная ситуация: ни власть, ни оппозиция не хотят конфронтации, но движутся навстречу друг другу как два паровоза…

Подписывайтесь на нас в соцсетях

Форум

XS
SM
MD
LG