Accessibility links

Безопасность аэропортов после Брюсселя


После теракта в Брюссельском аэропорту 22 марта споры о безопасности аэропортов разгорелись с новой силой: придется ли пассажирам жертвовать удобством ради безопасности?

Стоит ли ожидать тотального ужесточения досмотров в европейских аэропортах, поставят ли всюду рамки? И понадобится ли приезжать в аэропорт за несколько часов, чтобы успеть пройти все очереди?

AFP сообщает, что когда аэропорт Брюсселя Завентем возобновит работу в ограниченном режиме, пассажиры столкнутся с дополнительными проверками – их тестирование началось во вторник, 29 марта.

В других странах уже усилили охрану аэропортов.

В аэропортах Парижа, в лондонских Хитроу и Гатвике сохраняется режим максимальной готовности, пишет AP. В зону регистрации аэропорта Рима добавили собак, а в Милане зоны общего доступа патрулируют группы полицейских.​

Тотальные проверки

В четверг, 31 марта произошло внеочередное заседание Европейской комиссии по авиационной безопасности, на котором обсуждались меры противодействия новым угрозам.

Еврокомиссар по транспорту Виолетта Булк заявила, что комиссия согласилась с необходимостью улучшить обмен разведывательными данными чтобы "еще более активно и эффективно обеспечивать безопасность", передает Reuters.

Остальные меры должны быть соразмерными рискам, ими должны заниматься национальные власти. О масштабных переменах в сферах авиационной и аэропортовой безопасности речи пока не идет.

Европа усилит защиту аэропортов, но эти меры навряд ли окажутся эффективными без принципиальной смены подхода к безопасности, считает Сэм Леви, операционный директор израильской компании Condor Security, консультирующей аэропорты различных стран по вопросам, связанных с безопасностью.

"Нынешний уровень безопасности недостаточен для того, чтобы предотвращать и реагировать на такие события и сценарии, как в Брюсселе", – отметил Леви. "Это проблема культуры, это вопрос непонимания менталитета и методов работы врага".

C ним согласны бельгийские полицейские, на днях в открытом письме рассказавшие об "обстановке фундаментального отсутствия безопасности" в аэропорту. Они говорят, что ежедневно сообщали начальству о проблемах с безопасностью, но мер принято не было.

Европейское отделение международной ассоциации аэропортов (ACI EUROPE) в специальном заявлении сообщило, что в закрытых зонах аэропортов (доступных только для сотрудников и пассажиров с посадочными талонами) поддерживается высокий уровень безопасности, но защищенность зон общего доступа – исключительно на совести властей каждой конкретной страны.

“Пересмотр и принятие необходимых мер, соответствующих сценариям угроз в каждом конкретном случае, находятся в руках национальных властей”, – отметили в ACI Europe.

Кроме того, организация отметила что "обеспечение полной безопасности общественных мест путем организации дополнительных проверок – нереалистичный и неэффективный путь".

Проход в зоны общего доступа во многих европейских странах открыт для всех желающих.

Такие правила действуют не везде.

В России, вскоре после теракта в столичном аэропорту Домодедово в январе 2011 года, правила безопасности аэропортов пересмотрели: теперь сканеры и металлоискатели устанавливаются прямо на входе в здание аэропорта.

"Трагические события в Брюсселе показывают важность своевременного обновления не только технологической инфраструктуры, но и законодательных требований к работе системы безопасности аэропортов,” – сообщили НВ в пресс-службе аэропорта Домодедово.

Израильский опыт

В Израиле пошли ещё дальше: аэропорт Бен-Гурион в Тель-Авиве – один из самых защищенных в мире.

Здесь проверки начинаются за несколько километров, ещё на подъездах к терминалу, а внутрь можно попасть только после прохождения нескольких уровней контроля. Периметр аэропорта защищен радаром и многочисленными камерами, внутри действуют сотрудники в гражданском.

В обеспечении безопасности в аэропорту "должны быть задействованы власти государства, в частности, внутренняя разведка, контрразведка <...> не аэропорт должен заниматься тем, что, вот, перехватывать потенциального террориста по дороге в аэропорт, а именно спецслужбы государства", – говорит Андрей Кожинов, израильский независимый обозреватель по вопросам безопасности.

Важно не допустить злоумышленника к терминалу: "как только террорист попал на территорию аэропорта, предотвратить в этот момент теракт фактически невозможно. Можно минимизировать ущерб", – говорит Кожинов.

С другой стороны, эксперты из Европейского комитета по безопасности гражданской авиации говорят, что простые меры – перенос рамок ко входам аэропорта – будет означать лишь перемещение "уязвимой зоны" из внутренних помещений аэропорта к его входам, и обязательно приведет к увеличению очередей.

Основной целью должна быть не поголовная проверка, а выявление людей из “группы риска”: "Понятно, что проверять необходимо: газодетекторы, рамки, скрининг, профайлинг… Не проверка каждого человека с ног и до головы, а именно попытка психологического отбора, психологического опознавания потенциального террориста".

Такой подход может означать дополнительные неудобства для пассажиров.

Израильский юрист палестинского происхождения Диана Батту рассказывает, что постоянно подвергается унизительным многочасовым проверкам и допросам в аэропорту. "Я боюсь, что Европа, введя такие же порядки, как в Израиле, пойдет потому же пути, по какому пошёл Израиль – массовому расизму", – говорит она.

С точки зрения средств, важнейший вопрос – это не технологии, а человеческий фактор, считает Леви, эксперт по безопасности аэропортов. Сейчас полагаются больше на технологии, а людей – недооценивают.

Несмотря на эффективность израильских ноу-хау, из-за ограничений, налагаемых на пассажиров, европейским аэропортам c большим пассажиропотоком будет сложно их перенять, считает Кожинов.

Леви не согласен. По его мнению, безопасность не должна – и при правильной организации не будет – отнимать лишнее время у пассажиров.

"Мы можем одновременно поддерживать высокий уровень как безопасности, так и производительности".

Что делать

Пора менять менталитет, активно подходить к вопросам безопасности, инвестировать в людей, а не только в технику, и наладить плотное взаимодействие с разведслужбами, говорит Леви.

По его мнению, стандартизация требований – в общих интересах, сейчас не существует единого стандарта безопасности аэропортов.

Эксперты это понимают: официальный представитель Еврокомиссии по транспорту рассказал РИА Новости, что на заседании комиссии по безопасности участники договорились реализовать обмен информацией между спецслужбами различных стран, а также передовым опытом организации систем безопасности в аэропортах.

Кроме того, правила безопасности в зонах общего доступа будут пересмотрены, а для каждого аэропорта проведена индивидуальная оценка угроз.

Единственное, что не сообщается – когда эти меры будут реализованы.

"Настоящее время"

XS
SM
MD
LG