Accessibility links

В чем интрига октябрьских выборов?


Гиа Нодиа
Гиа Нодиа

Что решают назначенные на 21 октября муниципальные выборы?

Есть все основания считать, что у правящей «Грузинской мечты» конкурентов нет. Перед последними парламентскими выборами оппозиция реально надеялась на успех, а «Мечта» нервничала. Но после поражения оппозиция настолько расстроилась, что практически все ее партии – в том числе самая главная, «Национальное движение», – раскололись. Оппозиционно настроенный электорат разочарован и больше не верит в возможность успеха, поэтому его будет труднее привести на выборы.

То, что «Мечта» больше никого не боится, видно и в том, что впервые в кампании никак не участвует ее реальный лидер, Бидзина Иванишвили. В прошлом году он еще с весны активно включился в предвыборные баталии, чтобы убедить народ: если не мы, вернется проклятый Саакашвили. Теперь он полностью переключился на пересадку столетних деревьев со всей Грузии на свой дачный участок: с выборами ребята и сами справятся.

Аналогичную апатию пока проявляет и упомянутый Михаил Саакашвили. В прошлом году он регулярно пытался вдохновить своих сторонников через телевизионный экран. Теперь кажется, что он вообще призабыл о грузинской политике и полностью поглощен борьбой на украинском фронте, правда, уже из-за кордона. И это после того, как его партия раскололась именно из-за него: верные сторонники Миши не допустили, что кто-то другой может быть ее лидером. Но он, видимо, потерял интерес, потому что больше не верит в успех. До выборов еще почти два месяца, и Миша еще может появиться на горизонте, но пока оставшаяся часть «националов» выглядит брошенной.

Так что же, совсем никакой интриги нет? Если брать выборы в целом, к сожалению, это так. Но есть и исключение: гонка за место мэра Тбилиси. Если смотреть на грузинскую прессу, создается впечатление, что по всей стране выборов вообще не ожидается: все внимание лишь на столицу.

Это естественно. После перехода на парламентскую систему и предстоящую кастрацию поста президента избранный прямым голосованием мэр Тбилиси – политическая фигура с самым высоким уровнем легитимности. В стране, где политика стоит на личностях, а не на партиях, это очень важно. Кроме того, если административную машину «Грузинской мечты» победить на этом этапе невозможно, в самом политизированном городе страны действительно популярный кандидат может бросить ей реальный вызов.

Интригу вносит и то, что «Мечта» отказалась вновь выставлять кандидатуру невзрачного мэра Нармания: теперь ее будет представлять Каха Каладзе, самый амбициозный и харизматичный ее представитель после «самого» Бидзины. Что странно, потому что до сих пор Иванишвили не слишком терпел в своей команде людей с политическими амбициями – ему нужны лишь технари-исполнители. Кроме того, у Каладзе есть и свои деньги, он меньше зависит от босса в финансовом отношении. Почему Иванишвили допускает его возвышение? Только потому, что, по слухам, тот дружит с его сыном? Возможно, он задумал какой-то трюк? Комментаторы теряются в догадках.

Кто главные конкуренты Каладзе? Это – двое бывших телеведущих. «Национальное движение», остающееся главной оппозиционной силой, выдвинуло Заала Удумашвили, который до сих пор никогда политикой не занимался. Его козыри – узнаваемость и то, что он никого не раздражает. Но и особенно не вдохновляет. Второй – беспартийный популист Алеко Элисашвили, который уже успел зарекомендовать себя как борец с коррупцией и энтузиаст защиты старого Тбилиси от жадных риэлторов-капиталистов. По стилю он отдаленно напоминает молодого Мишу Саакашвили. Его поддерживают так называемые «шуашисты» или «серединщики», гордящиеся тем, что не переносят как «националов», так и «мечтателей». Еще два кандидата – Елена Хоштария от «Европейской Грузии» (отколовшейся от «националов») и Ирма Инашвили от пророссийских «патриотов» – вряд ли победят, но имеют шанс набрать приличное количество голосов.

Объективно, если бы различные оппозиционные кандидаты как-то координировали свои действия и, как минимум, согласились совместно поддержать оппозиционного кандидата во втором туре, у них был бы шанс победить Каладзе. Это еще возможно, но на фоне общего уныния оппозиционного электората и острой борьбы внутри оппозиции маловероятно. Скорее, выборы – проба сил: кто на что на этом этапе способен. А дальше – посмотрим.

Мнения, высказанные в рубриках «Позиция» и «Блоги», передают взгляды авторов и не обязательно отражают позицию редакции

  • 16x9 Image

    Гиа Нодиа

    Родился 4 сентября 1954 г. в Москве, в 1976 г. закончил философский факультет Тбилисского государственного университета. 

    В 1982 г. защитил диссертацию и стал кандидатом философских наук. Гиа Нодиа в настоящее время - профессор Университета Ильи в Тбилиси и председатель Кавказского института мира, демократии и развития.  

    Сотрудничает с Радио Свобода с 1989 г., на постоянной основе (на «Эхе Кавказа») – с 2009 года.

XS
SM
MD
LG