Accessibility links

Иран назначил послом в Грузии дипломата, высланного из Афганистана талибами


Назначение нового посла Ирана в Грузии совпало с масштабными протестными демонстрациями в Иране, в ходе которых, по данным правозащитных групп, были убиты сотни людей. Полномочия предыдущего посла истекли в конце декабря.

Новый посол заявляет, что президент Масуд Пезешкиан поручил ему усилить «двусторонний и многосторонний диалог» с Грузией и подчеркнул важность «конструктивного трансрегионального сотрудничества». Посольство Ирана в Грузии и после назначения нового руководителя продолжает традиционную деятельность, в том числе активно распространяет на грузинском языке сообщения центрального правительства – называет США «террористическим режимом» и возлагает ответственность за волнения в Иране на Вашингтон.

Новый посол в Тбилиси

Новым послом Исламской Республики Иран в Грузии стал Сейед Али Моджани – дипломат с многолетним опытом работы в государственных структурах Ирана. Он неоднократно бывал в Грузии.

Али Моджани (справа на фотографии – тогдашний директор Научно-исследовательского центра Министерства иностранных дел Ирана)
Али Моджани (справа на фотографии – тогдашний директор Научно-исследовательского центра Министерства иностранных дел Ирана)

О планах назначить Моджани послом Ирана в Грузии министр иностранных дел Ирана Аббас Аракчи заявил еще 30 октября 2025 года. На тот момент Моджани ещё ожидал окончательного утверждения на должность. За два месяца до официального назначения послом в Грузии, с ноября 2025 года, он начал писать о Грузии на своей странице в социальной сети X, в основном о грузино-иранских культурных и экономических отношениях.

Али Моджани в X поблагодарил Ираклия Кобахидзе за «выбор декораций в иранском художественном стиле» во время презентации реформы образования
Али Моджани в X поблагодарил Ираклия Кобахидзе за «выбор декораций в иранском художественном стиле» во время презентации реформы образования

Сейед Али Моджани, историк по образованию, он – советник государственного института Ирана - «Фонда иранологии» при администрации президента. Он считается экспертом по региону Ближнего Востока. В 2017 году он работал в Департаменте культуры посольства Ирана в Берлине. Ранее был директором Научно-исследовательского центра Министерства иностранных дел Ирана, а также руководителем отдела архивов и дипломатической истории министерства. В последние годы он также работал специальным представителем президента Ирана по делам Афганистана.

Выдворение из Афганистана

Во время работы на этой должности в 2024 году местное правительство выдворило его из страны и объявило персоной нон грата. Основанием для этого, по версии талибов, стал инцидент в афганском городе Кандагар, в ходе которого Сейед Али Моджани «перешёл границы».

17 июня 2024 года в Кандагаре, на территории университета, в мечети верховный лидер талибов Мавлави Хибатулла Ахундзада проводил молитву по случаю трёхдневного праздника жертвоприношения Ид аль-Адха. В это же время Сайед Али Моджан посещал Кандагар в статусе специального представителя президента Ирана. Он намеревался принять участие в молитве, однако представители правительства талибов не только не позволили ему этого, но и вовсе не пустили на территорию университета, аргументируя это тем, что он является «чужаком».

Али Моджани (справа) встречается с представителем «Талибана» (перед высылкой из страны)
Али Моджани (справа) встречается с представителем «Талибана» (перед высылкой из страны)

Моджани утверждал, что заранее уведомил Министерство иностранных дел «Талибана» о своём желании принять участие в молитве, однако ответа не получил. Он расценил это как нарушение дипломатического протокола и подверг министерство критике. Как писал Моджани в X, в Кандагаре он около полутора часов ждал разрешения войти в мечеть, после чего ему сообщили, что «чужакам» не разрешено участвовать в молитве.

«Я сказал, что я мусульманин, и называть мусульманина чужаком – недопустимо», - написал посол.

Али Моджани в X описывает произошедшее в Кандагаре. На фотографии, опубликованной Моджани, видны представители службы безопасности «Талибана», которые не пускают его на территорию
Али Моджани в X описывает произошедшее в Кандагаре. На фотографии, опубликованной Моджани, видны представители службы безопасности «Талибана», которые не пускают его на территорию

По его словам, он напомнил талибам, что один из их лидеров, Абдул Гани Барадар, при похоронах президента Ирана Ибрахима Раиси был «принят правительством с уважением как высокопоставленный чиновник», на что, по его словам, ответили: «Мы не правительство, мы эмират».

Позже, 9 июля, от него потребовали покинуть Афганистан и дали всего несколько часов на это. Согласно распространенным СМИ сообщениям – это был ответ на высылку Ираном дипломата из числа талибов в декабре 2023 года.

Иран, как и большинство других стран мира, официально не признает Исламский Эмират Афганистана, которым с 2021 года управляет движение Талибан, считающееся многими странами террористической организацией. В последние годы между Ираном и Афганистаном несколько раз происходили приграничные перестрелки; между соседними странами сохраняется напряженность.

Задание Моджани в Грузии

«Президент [Масуд] Пезешкиан дал мне три задания до начала моей дипломатической миссии в Грузии», - написал посол 12 января в посте на Facebook, и перечислил их:

  • Обеспечение сбалансированной выгоды для всех сторон;
  • Конструктивное и ориентированное на будущее участие в формировании стабильного Кавказа;
  • Усиление двустороннего и многостороннего диалога.

«Затем он (Пезешкиан) отметил, что конструктивное трансрегиональное сотрудничество является основой коллективного мира, стабильности и устойчивого развития», — пишет Моджани.

Новый посол Исламской Республики Иран в Грузии 9 января вручил копию своих верительных грамот грузинским официальным лицам.

Посол Али Моджани и президент Ирана Масуд Пезешкиан
Посол Али Моджани и президент Ирана Масуд Пезешкиан

Перед отъездом, 4 января Моджани посетил в Тегеране министра иностранных дел Ирана Аббаса Аракчи, который заявил, что «Иран считает важным укреплять взаимопонимание с Грузией в политической, культурной, экономической, торговой, транзитной и туристической сферах». Он также отметил, что отношения между Ираном и Грузией основаны на «тесных исторических связях». Со своей стороны, новоназначенный посол рассказал о планах дальнейшего углубления двусторонних отношений между Тегераном и Тбилиси.

Перед отъездом в Тбилиси он встретился также с министром сельского хозяйства Ирана Голамрезой Нури Кезельдже. Стороны обсудили возможности сотрудничества между двумя странами в сельскохозяйственном секторе, в том числе вопрос «производства высококачественных семян» сельскохозяйственной продукции.

После прибытия в Грузию он вместе с другими дипломатами посольства посетил могилу первого посла Грузии в Исламской Республике Иран, профессора Джемшида Гиунашвили.

«Посол Ирана также вспомнил один из последних разговоров с покойным Джемшидом Гиунашвили и отметил, что тот всегда подчёркивал: посол не должен быть лишь представителем правительства, он должен представлять общую историю и близкую культуру двух народов», — пишет посольство Ирана.

Демонстрации в Иране и месседжи посольства

На фоне растущей инфляции и коллапса национальной валюты 29 декабря 2025 года в Тегеране и других городах Ирана начались протестные акции. Точное число погибших и задержанных демонстрантов неизвестно, однако расположенное в США информационное агентство иранских правозащитных активистов HRANA сообщает, что по состоянию на 11 января за 15 дней протестов погибли 544 человека.

По данным HRANA, были задержаны как минимум 10 061 человек, а протесты зафиксированы в 186 городах 31 провинции страны, в 585 локациях. Проверить эти данные практически невозможно: из-за почти полного отключения интернета в стране получение информации крайне затруднено, также ограничена телефонная связь.

В Тбилиси, перед иранским посольством, также проходят митинги в поддержку антиправительственных демонстраций в Иране. Акции прошли 10 и 12 января. Параллельно посольство Ирана в Грузии распространяет сообщения центрального правительства в Тегеране. К примеру, 6 января дипведомство поделилось заявлением Министерства иностранных дел, адресованным США, на грузинском языке, в котором Вашингтон обвинялся во «вмешательстве во внутренние дела Ирана» и «решительно осуждался». В том же заявлении Израиль называют «сионистским режимом»:

«Министерство иностранных дел оценивает угрожающие заявления американских чиновников в адрес Ирана как равнозначные политике сионистского режима, которая направлена на дальнейшую эскалацию напряженности в регионе».

10 января посольство опубликовало заявление постоянного представителя Ирана при ООН, согласно которому «превращение мирных демонстраций в насильственные действия, направленные на свержение правительства, полностью лежит на Америке».

«Они поощряли насилие и поддерживали террористические группы посредством провокационных заявлений, публичных угроз и политических посланий», — говорится в заявлении.

Министр иностранных дел Ирана заявил, что общенациональные протесты стали «жестокими и кровавыми, чтобы дать президенту США Дональду Трампу предлог для военной интервенции в страну». 11 января Трамп сказал, что он и американские военные изучают варианты поддержки протестующих в Иране. Он также заявил, что руководство Ирана предложило Вашингтону переговоры.

«Лидеры Ирана позвонили», - сказал Трамп журналистам на борту Air Force One 11 января. Он добавил, что «планируется встреча… они хотят переговоров». Однако «возможно, нам придётся действовать ещё до встречи», - отметил Трамп, не уточнив деталей.

Подписывайтесь на нас в соцсетях

Форум

XS
SM
MD
LG