Магическая политика Михаила Саакашвили

Гиа Нодиа

Михаил Саакашвили умеет вдохновлять. И в Грузии, и на Украине есть люди, которые готовы идти за него сквозь огонь, воду и медные трубы. Сцены, когда народ, невзирая на запрет, проводит его через украинскую границу, а через пару месяцев освобождает из полицейского автобуса, стали захватывающими телевизионными шоу. Они еще более убедили его украинских и грузинских сторонников, что их герой наделен сверхъестественным даром вести народ на подвиги. Перед таким никакие Порошенки и Иванишвили не устоят.

Проблема в том, что это – иллюзия. Саакашвили действительно неординарный лидер, который способен принимать нестандартные решения в критических ситуациях. Но пока количество его стойких и отчаянных сторонников недостаточно для реального успеха ни на Украине, ни в Грузии. Если завтра будут выборы в украинскую Раду, партия Саакашвили туда не попадет. В теории можно представить себе критическую ситуацию, когда действия относительно небольшой группы станут катализатором более широких процессов – вроде еще одной народной революции или серьезного кризиса власти. По всем признакам Саакашвили рассчитывает именно на это. Но пока украинцы не слишком проявляют революционного рвения. Да, правительство Порошенко коррумпировано и непопулярно, но это для Украины, к сожалению, нормально. Если две потребовавшие действительно героических усилий революции на Майдане не помогли стране отделаться от эндемной коррупции, почему следует идти на риск еще один раз?

Your browser doesn’t support HTML5

Магическая политика Михаила Саакашвили

Саакашвили надеется на ошибки власти. Идиотское решение о лишении его украинского гражданства привело к упомянутому триумфальному маршу через границу и вернуло его в центр украинской политики. Его недавний арест стал еще одной такой ошибкой. На следующие две акции на Майдане пришло больше людей, чем ходило до того, – но этого совершенно недостаточно для настоящего прорыва.

На какие еще глупости со стороны Порошенко следует надеяться? Даже если все это приведет к реальному кризису (что не исключено), насколько получит от этого выгоду Саакашвили, а не другие оппозиционные силы? Конкретного выигрышного сценария пока не видно.

Грузинские поклонники Миши воодушевлены тем, что видят на телеэкранах. Они верят, что их героя ожидает успех на Украине и что это усилит их позиции в Грузии. Но как именно? С другой стороны, все более реальным вариантом становится и экстрадиция Саакашвили в Грузию. Если это произойдет, обязательно последуют какие-то протестные акции: они будут неприятны для режима Иванишвили, но вряд ли смогут его поколебать.

Проблема Саакашвили в том, что он ставит на революционный сценарий там, где народ этого не хочет. Тем самым он стратегически маргинализирует себя, даже становясь в какие-то моменты главным ньюсмейкером двух стран. Международные аналитики воспринимают его подвиги скорее как цирковые трюки, а не как часть серьезной политической стратегии. Все это подрывает имидж украинской власти, но не обязательно усиливает Саакашвили. Порошенко мог бы поучиться у своего бывшего коллеги, как он мудро и умело повел себя с собственной радикальной оппозицией в 2009 году: никак ей не мешал, в результате чего она стала посмешищем.

Кроме воодушевления революционеров и насмешек комментаторов, украинская одиссея Миши может вызывать и печаль. Для Грузии Михаил Саакашвили – действительно личность выдающаяся. В 2003 году он возглавил «Революцию роз», где народ смог успешно защитить свою победу на выборах и свое достоинство. После этого он вместе со своей командой вытащил страну из ямы с навозом и создал новое грузинское государство, которое стало примером для подражания на постсоветском пространстве. Было, конечно, много критики в его адрес, иногда справедливой, иногда не слишком, но в целом его грузинскую карьеру можно подытожить так: Миша с триумфом пришел, преобразил страну и достойно ушел.

Саакашвили – человек действия, ему было трудно просто сидеть в Америке, читать лекции и давать интервью. Потому он поддался соблазну преобразить еще одну страну – Украину. Психологически его понять можно, но это было стратегической ошибкой. Но ни признать этого, ни остановиться он уже не может. Он видит себя в центре героического эпоса, но на деле стал персонажем не слишком качественной оперетты. Вот на это смотреть грустно.

Мнения, высказанные в рубриках «Позиция» и «Блоги», передают взгляды авторов и не обязательно отражают позицию редакции