«Единоосы» расчистили поле

«Единая Осетия» настояла, чтобы к кандидатам в депутаты применялись те же нормы, что и к претендентам на пост президента

Югоосетинский парламент принял поправки в закон о выборах депутатов, вызвавшие множество споров. Баталии разгорелись вокруг ужесточения требования ценза оседлости для кандидатов. При этом закон не определяет, какое ведомство и как будет определять постоянное пребывание или отсутствие претендента в республике.

Еще на стадии обсуждения законопроект вызвал острые баталии. Самым спорным стал пункт об ужесточении требования ценза оседлости для кандидатов в депутаты. Впрочем, парламентское большинство не изменило собственной позиции. Глава комитета по законодательству, законности и местному самоуправлению Нонна Тедеева сегодня вынесла его на голосование практически в первоначальном виде. В партии власти считают, что «закон «О выборах депутатов парламента РЮО» призван упорядочить правовое поле перед выборами» 2019 года.

Депутаты от Народной партии Александр Плиев и Амиран Дьяконов, а также парламентарий от «Ныхас» Зита Бесаева предложили принять законопроект в первом чтении и впоследствии доработать его в рабочих группах. Впрочем, это предложение было проигнорировано, говорит Александр Плиев:

Your browser doesn’t support HTML5

«Единоосы» расчистили поле

«Спикер парламента Петр Гассиев внес на голосование законопроект в первом и окончательном виде. Закон был принят большинством голосов – 26 депутатов проголосовало «за», двое воздержались, два депутата не присутствовали на сессии. Законопроект принят со всеми изменениями, внесенными «Единой Осетией». Парламентское большинство не приняло всерьез замечания к цензу оседлости, о запрете на создание предвыборных блоков и ряд других пунктов законопроекта, вызвавших разногласия в парламенте».

При этом и Плиев, и Бесаева проголосовали за нововведения. Только депутат от Народной партии Амиран Дьяконов в знак протеста покинул зал заседаний. «Народники» ранее выступили с критикой предлагаемых большинством поправок и указали на их несоответствие Конституции и закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Республики Южная Осетия». В частности, ужесточение требований ценза оседлости для кандидатов в депутаты при отсутствии в республике надзорного органа, который бы фиксировал передвижение граждан.

«Единая Осетия» настояла, чтобы к кандидатам в депутаты применялись те же нормы, что и к претендентам на пост президента: если гражданин отсутствовал в республике более 93 дней в году, он лишается права баллотироваться. Уважительными причинами признаны направление на учебу, лечение или командировка органами государственной власти.

Спикер парламента Южной Осетии Петр Гассиев рассказал «Эху Кавказа», что «закон вызвал споры»:

«Ценз оседлости принят практически в том же виде, в каком был предложен. Почему? Потому что ценз оседлости вводится для ограничения некоторых лиц. Если бы мы убрали хоть один из пунктов в цензе, то этот бы уже не работал. Я приведу пример. Если бы мы убрали эти пункты по учебе, лечению и командировкам, то сеть, которая призвана отсеивать, не работала бы. Любой человек, не находящийся на территории республики последние пять лет, мог бы сделать справку, что находился на учебе или на лечении, поэтому предложения по изменению этих поправок не были приняты. Подчеркну, что граждане Южной Осетии, не проживающие последние пять лет на территории республики, не могут участвовать в выборах депутатов парламента, не могут баллотироваться в парламент.

– А если известный меценат, заслуженный человек, помогающий долгие годы республике, но проживающий в России, хотел бы избираться депутатом, зачем лишать его такой возможности?

– Вполне возможно, что мы лишаем их права баллотироваться, но меценаты, чтобы помогать республике и участвовать в общественной жизни, абсолютно не обязаны быть депутатами. У мецената развязаны руки в меценатской деятельности, необязательно ему становиться депутатом. Во-вторых, эти поправки носят, разумеется, ограничительный характер, но любой закон несет ограничения. И любая Конституция носит ограничительный характер».

Спикер парламента отметил, что, вопреки сложившемуся в некоторых политических кругах мнению, поправки не направлены против экс-президента Эдуарда Кокойты, который, по словам Гассиева, «и так не может баллотироваться в парламент после решения Верховного суда РЮО в марте 2017 года, отказавшего ему в регистрации кандидатом в президенты из-за отсутствия ценза оседлости».

Гассиев также пояснил, что ограничения не направлены против граждан Южной Осетии грузинской национальности, проживающих в Грузии, а касаются всех граждан, которые последние пять лет не находились постоянно в Южной Осетии.

Оппоненты парламентского большинства указывают и на то, что закон не предусматривает объединения двух или более партий в единый избирательный блок. «Народники» напомнили о части 1 статьи 29 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме и части 1 статьи 5 закона «О выборах Президента РЮО», в которых предусмотрено право выдвижения кандидатов избирательным блоком. Петр Гассиев не согласен с критикой:

«Если, допустим, непарламентские партии объединяться с какой-то парламентской, то с них автоматически снимаются нормы по собиранию подписей и так дальше, что недопустимо, потому что партия, не представленная в парламенте, должна собрать энное количество подписей для участия в выборах, показать свою состоятельность и показать, что эта партия существует не только на бумаге».

Вынужденно проголосовали за новый закон депутаты от «Единства народа», говорит лидер партии Владимир Келехсаев:

«Мы все проголосовали, кроме одного партийца, который воздержался. Мы проголосовали, потому что многие ребята себя готовят к выборам по одномандатным округам. И если бы мы не проголосовали, то этот документ бы не прошел. Потом как смотреть в глаза этим людям? Я встал и сказал, что мы голосуем, только чтобы одномандатники прошли. Мы хотим, чтобы одномадандатники баллотировались. У нас были замечания, но парламентское большинство их не рассмотрело. Мы их передали в комитет по законодательству. По цензу у нас не было замечаний. Мы предлагали уточнить, какой орган будет вести подсчет тех 93 дней – КГБ, МВД? Нам не ответили. В законе это не прописали. Устно сказали, что информацию о передвижениях того или иного кандидата через границу будет определять МВД. Мы предлагали доработать законопроект, но «Единая Осетия» не согласилась».

Оппоненты «Единой Осетии» обращают внимание, что в законе не указано, кто будет собирать информацию о передвижениях кандидата через границу и вести подсчет срока пребывания или отсутствия кандидата на территории Южной Осетии. Под уполномоченным органом понимается МВД, которое будет направлять запросы в КГБ Южной Осетии.

Еще одно важное новшество: наличие нормы об обязательном письменном согласии кандидатов на обработку и передачу персональных данных. При наличии такого разрешения, согласно законодательству России, персональные данным могут передаваться третьей стороне. Законопроект не позволяет баллотироваться и лицам, состоящим на учете как алкоголики, наркоманы или страдающим хроническими психическими расстройствами. Эксперты называют эти ограничения противоречащими Конституции.

В парламентском большинстве пояснили, что «депутатам предстоит привести в соответствие и закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Республики Южная Осетия» до конца весенней сессии».

По уточненной информации из парламента, за закон о выборах депутатов проголосовало 29 народных избранника, двое воздержались.

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия