«В рабстве у ненависти»: две колонны грузинского неонацизма

Несмотря на идеологические различия, у неонацистских групп есть точки соприкосновения: гомофобия, мигрантофобия, сексизм и антилиберализм

«В рабстве у ненависти» – исследование о деятельности неонацистских групп в Грузии обнародовал Центр вовлеченности и развития. Оно, как сказано в предисловии, посвящено памяти грузинского правозащитника Виталия Сафарова и всех других людей, которые стали жертвами неонацистов.

Грузинских неонацистов, говорится в исследовании, можно условно разделить на две группы. Это даже можно сказать два разных поколения. Если для одних, к примеру, для «Альянса патриотов» и «Грузинского марша», во главе угла стоит грузинское происхождение и религия – православие, то для вторых, представителей следующего поколения та же религия – фактор менее или зачастую совершенно не важный, как, например, для группировки Бергмана. Эта, вторая, группа фактор грузинского происхождения рассматривает как принадлежность к «белой расе», расцениваемой ими как преимущество.

Your browser doesn’t support HTML5

«В рабстве у ненависти»: две колонны грузинского неонацизма

Впрочем, несмотря на идеологические различия, у этих групп есть точки соприкосновения: гомофобия, мигрантофобия, сексизм и антилиберализм. При этом они разделили сферы влияния, сказано в исследовании: «Грузинский марш» и связанные с ним группы больше внимания уделяют печатным СМИ и связанным с РФ социальным сетям, а новое поколение ультраправых особенно активно в Facebook, Instagram и международных форумах. Они достаточно популярны среди подростков и в кругу правых хипстеров:

«Получается, что эти два разных движения в целом являются частью одной пирамиды ненависти. Грузинская правовая и правоохранительные системы не готовы к тому, чтобы противостоять растущей сети ультраправых – их активности в соцсетях и «ночной охоте» на мигрантов».

«Грузинский марш» против мигрантов. Тбилиси, 14 июля 2017 г.

«Грузинский марш», который именует себя как радикально правая народная организация, появился в апреле 2017-го. Первый раз они вышли на улицу 14 июля и потребовали депортации нелегальных мигрантов и ужесточения миграционной политики. Публикации в соцсетях, которые делались в тот период «маршистами», содержали угрозы и язык ненависти, а в ходе непосредственно акции прозвучал хорошо знакомый, хоть и немного видоизмененный слоган – «Для грузинской Грузии». В ходе акции за нападение на иностранцев был задержан не один участник «марша», правда, говорится в исследовании, следствие было начато только по статьям о мелком хулиганстве или неповиновении полиции:

«Такие дела – это не просто мелкое хулиганство и избиения. В основе этих действий именно национальная нетерпимость, которая читается в посланиях каждой акции, в их призывах. К сожалению, МВД расценивает такие дела по-разному, но не видит в них мотива ненависти».

«Грузинский марш», «Национальное единство Грузии» и его лидер – Георгий Челидзе, который, по его же словам, является фашистом даже во сне, «Грузинская сила», «Бергман», «Динамо Ультрас», «Эдельвайс» – это одни из самых активных неонацистских групп, и они на виду.

Your browser doesn’t support HTML5

Открытое забрало грузинских фашистов

При этом они пользуются поддержкой ряда СМИ. Согласно исследованию, на страницах онлайн и печатных изданий можно часто встретить ксенофобные, расистские и гомофобные высказывания. В исследовании подробно рассматриваются некоторые публикации интервью. Приводим несколько цитат из интервью респондентов этих изданий:

  • «Из азиатских стран приезжает множество нелегалов, покупают дома и занимают места грузин».
  • «Они сделали из Грузии не страну туризма, а страну секс-туризма».
  • «Здесь неподалеку дорогу прокладывают, ни одного грузина не трудоустроили, одни турки работают. Во что они превратят Грузию?»
  • «Если так продолжится, грузины не смогут жить на проспекте Агмашенебели».
  • «Разгул арабов и турок на проспекте Агмашенебели должен закончиться. Совсем обнаглели, развращают молодежь – посмотришь, а грузинка идет вместе с турком или арабом».

Полиция не видит в действиях неонацистских и радикальных групп мотива ненависти

В последней части исследования приведены рекомендации для различных ведомств – для правительства, прокуратуры, МВД. Агит Мирзоев, представляющий Центр вовлеченности и развития, объясняет, почему в этот список они внесли и администрацию туризма, и как социально-экономическое положение граждан влияет на распространение неонацистских настроений в обществе.

«Граждане, не состоявшиеся с социально-экономической точки зрения, а, к сожалению, их много – людей, чье экономическое положение ниже среднего, и вот оно в принципе является определенной предпосылкой. Социально незащищенные люди видят, как приезжие тратят деньги, как они отдыхают, и решение своих проблем находят в ненависти к ним. Для этой прослойки общества приезжие представляют хоть и не прямую угрозу, но они видят в этом причину своей беды. Они обозлены, и, конечно, самый короткий путь – это критиковать кого-то: «Почему вы сюда приезжаете отдыхать?», «А, он не наш!» Это не основной, но один из важных факторов. Необходимо, и об этом мы говорим в наших рекомендациях, чтобы Агентство по туризму проводило бы больше информационных кампаний», – говорит Агит Мирзоев.

Он поясняет: это т.н. кабинетное исследование, которое должно стать предпосылкой для более тщательного изучения этой темы, в частности, уже изнутри: на основании информации, которую необходимо будет получить от людей, состоящих в неонацистских организациях.