«Ассоциированному трио» изменили московскую повестку

Слева направо: Дмитрий Кулеба, Аурелиу Чокой, Давид Залкалиани, Жозеп Боррель

Новый формат сотрудничества с ЕС и первые разочарования. Визит глав МИД стран-участниц «Ассоциированного трио» в Брюссель прошел на фоне новой инициативы лидеров Евросоюза о возобновлении диалога с Россией.

Главы МИД Грузии, Украины и Молдовы представили Европейскому союзу новый формат сотрудничества под названием «Ассоциированное трио». Давид Залкалиани, Дмитрий Кулеба и Аурелиу Чокой встретились с верховным представителем ЕС по внешней политике Жозепом Боррелем.

«Мы втроем прибыли в Брюссель, чтобы продемонстрировать, что Украина, Грузия и Молдова являются зрелыми в наших европейских стремлениях и готовы к следующему уровню процесса ассоциации, которая должна привести наши страны к европейской перспективе», – заявил Кулеба по итогам разговора с Боррелем.

Your browser doesn’t support HTML5

«Ассоциированному трио» изменили московскую повестку

По мнению украинского министра, новый формат поможет всем трем странам-участницам эффективнее проводить реформы и внедрять стандарты ЕС.

Схожего мнения придерживается и Давид Залкалиани. Глава грузинского МИДа отмечает, что цель трио понятна – присоединиться к Европейскому союзу, но в то же время все три страны полностью осознают стоящие перед ними проблемы. По словам Залкалиани, помимо внутренних проблем, Грузия, Украина и Молдова имеют общую внешнюю проблему:

«Помимо общей цели интеграции в ЕС и общей задачи выполнения Соглашения об ассоциации, все три наши страны сталкиваются с одними и теми же проблемами, связанными с нашей безопасностью. Конечно, конфликт с Россией – самый серьезный вызов. ЕС является ключевым игроком в мирном урегулировании российско-грузинского конфликта, используя имеющиеся в его распоряжении инструменты, в том числе Миссию наблюдателей ЕС в Грузии, сопредседателя ЕС на переговорах в Женеве, политику непризнания и решительную поддержку территориальной целостности Грузии. Это чрезвычайно важно при разрешении конфликтов. Мы знаем, что лидеры ЕС будут обсуждать отношения с Россией, и мы ожидаем, что будущая политика ЕС в отношении России будет и впредь соответствовать этим важным принципам».

Читайте также Киев и Тбилиси поспорили об опыте Саакашвили

Сам Жозеп Боррель высказался в лучших традициях европейской дипломатической школы, поприветствовав сотрудничество между Украиной, Грузией и Молдовой:

«Я поприветствовал более тесную координацию между Грузией, Молдовой и Украиной, а также их запрос на усиленное сотрудничество с ЕС. Чрезвычайно важным аспектом «Восточного партнерства» является развитие связей не только между ЕС и нашими странами-партнерами, но также и между ними. Это хорошо. Евросоюзу следует гордиться, что наши партнеры хотят стать ближе к нам, к ЕС и даже вступить в него».

Впрочем, ни о каких перспективах вступления Боррель распространяться не стал, отметив лишь, что он вместе с Еврокомиссией завершает работу над новыми целями для «Восточного партнерства». При этом параллельно ЕС намерен углублять отношения и с главным визави Тбилиси, Киева и Кишинева – Москвой. По инициативе Германии и Франции Брюссель намерен возобновить диалог с Россией. По мнению президента Франции Эммануэля Макрона, этот шаг необходим для обеспечения стабильности на европейском континенте. В Москве уже приветствовали это намерение:

«Инициативу оцениваем положительно. Президент Путин является сторонником воссоздания механизма диалога между Брюсселем и Москвой. Президент Путин неоднократно об этом говорил. Этот диалог действительно нужен и Брюсселю, и Москве», – заявил пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков.

Впрочем, не все в ЕС настроены позитивно. В частности, польский премьер Матеуш Моравецкий считает, что, пока Россия предпочитает агрессивную политику по отношению к своим соседям, полноценный диалог остается «трудно представимым»:

«Ситуация для нас кристально ясна. В ситуации, когда мы видим агрессивное поведение, гибридные атаки на наших соседей, нам трудно представить уровень предлагаемого диалога. Общеевропейская солидарность требует понимания общих интересов, в частности, интересов безопасности Европейского союза. В данном случае всего восточного фланга Европейского союза, восточного фланга НАТО. И нельзя играть с этими ценностями и правилами, потому что международная безопасность является всеобъемлющей ценностью».

Читайте также Вашингтон доверил Грузию Европе

При этом украинский министр иностранных дел высказался еще более решительно. По мнению Дмитрия Кулебы, возобновление саммитов между Евросоюзом и Россией не имеет оснований и будет опасным отклонением от политики санкций, которые ЕС ввел в отношении Москвы:

«Приостановка диалога на высоком уровне между ЕС и Россией была частью санкционной политики Евросоюза. Без какого-либо прогресса со стороны России инициатива возобновить саммиты станет опасным отклонением от этой политики. Это может только подорвать политику непризнания и эффективность режима санкций и, что хуже, отбить охоту у России имплементировать минские соглашения».

С Кулебой согласен и Залкалиани. Как отметил грузинский министр, в нынешних условиях незаконной оккупации и фактической аннексии регионов Грузии необходимо активно ставить вопрос о мирном решении и российско-грузинского конфликта в европейской повестке дня.

Читайте также Грузия услышала о себе между строк об Украине

Но Брюссель, видимо, решил больше прислушаться к мнению западной части союза. Наблюдатели отмечают, что «Ассоциированное трио» создавалось перед самой встречей Владимира Путина и Джозефа Байдена. И было неким сигналом российскому президенту, что три страны объединились в некий блок и Москва теряет эти территории. Параллельно это был сигнал и американскому лидеру, что тот может на этот блок рассчитывать. Но встреча Путина и Байдена завершилась не так, как надеялись организаторы «трио». Американский президент был не столь жестким, как хотелось бы Тбилиси, Киеву или даже Кишиневу. И вот теперь свое желание говорить с Москвой озвучил и Евросоюз. То, что все это взаимосвязано, подтверждает комментарий главы российского МИДа Сергея Лаврова:

«Почему сейчас? Возможно, есть какая-то хронологическая связь с саммитом Путина и Байдена, который прошел в Женеве. Возможно, это было воспринято в Европе как сигнал к тому, что и вам можно проявить какую-то самостоятельность».

В любом случае, участникам «Ассоциированного трио» придется исходить из той повестки, которую себе обозначит Европейский союз.