«Позиция обиженного ребенка»: в Абхазии больше не выдают внутренние паспорта РФ

GEORGIA -- Kvarchia passport

Парламентская проверка законности выдачи российских внутренних паспортов в Абхазии быстро переросла в глубокий политический и дипломатический конфликт. Москва объявила о сворачивании процедуры оформления документов в самопровозглашенной республике, провластные силы возложили ответственность за «страдания» местного населения на оппозицию, тогда как оппозиция обвинила власти в нарушении абхазской конституции. Дополнительным фактором напряженности стало уголовное дело, возбужденное в России против лидера абхазской диаспоры в Ростове на Дону, который высказался против паспортизации. В результате спор вышел далеко за рамки бюрократической процедуры и превратился в дискуссию о суверенитете, конституционных нормах и цене, которую общество платит, когда подобные вопросы становятся предметом открытого противостояния.

Паспорт как символ, а не услуга

Тревожный звонок прозвучал в стенах абхазского Народного Собрания 4 февраля. На закрытом заседании комитета по обороне и национальной безопасности депутаты потребовали от МВД объяснений: на каком основании в Абхазии выдаются внутренние российские паспорта через местные паспортные столы?

Оппозиционный депутат Кан Кварчия выразил общую тревогу тех, кто видит в этом процессе «размывание» государственных границ.

«Это не билет в Большой театр, это очень серьезный документ. Для нас важно, чтобы наши отношения с Россией регулировались на законных основаниях. Чистота наших отношений зависит от того, насколько мы соблюдаем законодательство обеих стран», — заявил Кварчия через два дня после заседания.

Появление сотрудников МВД другого государства в национальных административных зданиях, по мнению критиков, превращает независимую республику в протекторат. Они ссылаются на Венскую конвенцию 1963 года, согласно которой выдача паспортов — это прерогатива консульств.

Процесс паспортизации в Абхазии был запущен осенью 2025 года после указа Владимира Путина от 17 июля «Об особенностях выдачи паспорта гражданина Российской Федерации гражданам Республики Абхазия и Республики Южная Осетия, приобретшим гражданство Российской Федерации». Однако, как выяснилось в ходе парламентской дискуссии и о чем сообщил общественности депутат Кан Кварчия, внутреннего нормативного регулирования со стороны самой Абхазии не существовало.

«Соответственно, выдача паспортов через систему паспортных отделов МВД Абхазии, нарушает принципы межгосударственных Абхазии, нарушает принципы межгосударственных отношений, построенных на уважении принципов суверенитета и территориальной целостности», пишет телеграм-канал «Окно».

Авторы напоминают, что эти положения закреплены и в Договоре о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Россией и Абхазией от 17 сентября 2008 года.

Реакция российской стороны последовала быстро. Посольство Российской Федерации в Абхазии объявило о полной приостановке работы пунктов выдачи российских документов (включая водительские удостоверения), и отозвало своих специалистов.

В официальном заявлении подчеркивалось:

«Поскольку абхазские политические деятели, включая депутатов Народного Собрания, ставят под сомнение законность функционирования упомянутых пунктов, российская сторона, с уважением относящаяся к суверенитету независимой Республики Абхазия, будет вынуждена принять решение о приостановке их работы».

Тон заявления посольства, как отметил потом депутат Кан Кварчия, был «мягким и дипломатичным». Однако последующие публичные комментарии посла России в Абхазии Михаила Шургалина оказались куда резче. Посол прямо указал на Кварчия, заявив, что именно высказывания отдельных политиков стали причиной сворачивания процедуры.

Михаил Шургалин

«Мы исходили из того, что порядка 190 тысяч граждан РФ, постоянно проживающих в Абхазии, возможно, пожелали бы приобрести общегражданские паспорта. Кстати, сам Кан Валерьевич, когда был гражданином России, такой паспорт получил», — отметил посол, добавив, что теперь жителям республики придется ездить в Россию, тратить деньги на дорогу и платить госпошлину в десятки раз выше прежних 300 рублей.

Сам Кварчия в ответном видеообращении заявил, что его слова были искажены:

«К сожалению, он, видимо, слушал не очень внимательно. Не знаю, с чем это связано: возможно, в силу возраста он устал. Я просил бы его еще раз пересмотреть запись — я был предельно лаконичен. Я сказал лишь о том, что было закрытое заседание, о содержании которого я не могу говорить. Единственное, что я сделал — дал общую оценку работе Министерства внутренних дел Абхазии».

Социальный раскол

Внутри Абхазии информационное поле буквально взорвалось. Провластные телеграм-каналы, такие как «Совмин» и «Insider Абхазия», обрушились на оппозицию с обвинениями в «антироссийских выходках» и «шкурных интересах». Звучали даже версии о том, что протест против официальной паспортизации продиктован желанием сохранить теневой бизнес родственников политиков, помогающих оформлять документы за деньги. Самого Кварчия, лишенного российского гражданства и фактически невыездного, обвиняли в том, что он «решил испортить жизнь всем — ни себе, ни людям».

В феврале 2025 года российские власти лишили гражданства Кана Кварчия, указывая, что он совершил действия, «создающие угрозу национальной безопасности» Российской Федерации. Несмотря на отсутствие официального уведомления и конкретных обвинений, сам Кварчия и другие оппозиционеры связывают это с его активной публичной критикой спорных российско-абхазских соглашений и политики Москвы по отношению к Сухуми.

«Вся эта неприятная ситуация с российскими паспортами и водительскими удостоверениями это следствие антироссийской позиции, которую долгое время гнет Амбал. Он не просто так лишился гражданства РФ. За дело. А теперь из-за его нападок на главного стратегического союзника республики пострадал весь народ. Теперь люди из-за одного радикала не смогут бесплатно в режиме единого окна получать российские документы», — пишет «Insider Абхазия».

Политсовет партии «Единая Абхазия» в свою очередь заявил, что безответственные публичные заявления вынудили российскую сторону отозвать специалистов, хотя парламент формально не принимал рекомендаций о прекращении процедуры.

«Попытки объявить процедуру документирования граждан «незаконной» свидетельствуют либо о непонимании механизмов работы (присутствие специалистов не противоречит законодательству Абхазии), либо о намеренном желании дестабилизировать ситуацию. <...>. Никакой угрозы суверенитету это не несло», — говорится в заявлении.

Читайте также «Киут наговорил сегодня минимум на вотум недоверия»

К дискуссии подключился и помощник президента по международному сотрудничеству Сергей Шамба. Его позиция тоже отражает боль рядового жителя. По его словам, за последние два дня к нему обратилось много пожилых граждан с вопросом: что делать?

«У многих подошел срок замены паспортов по возрасту или иным причинам. Теперь им придется выезжать за пределы республики, что связано с финансовыми расходами и физическими нагрузками, которые в преклонном возрасте даются нелегко. Я считаю, что это создает большие неудобства. О людях нужно думать в первую очередь», — заявил он в комментарии «Абхазскому вестнику».

Противоположную позицию заняло общественное движение «Апсуаа рымч». В его заявлениях подчеркивалось, что удобство граждан не может оправдывать подмену суверенных функций, а массовая выдача внутренних документов иностранного государства на территории другого в мировой практике означает утрату субъектности и формирование режима протектората. Общественное движение настаивает «на восстановлении приоритета суверенных функций Республики Абхазия как основы равноправного союза с Российской Федерацией».

«Комфорт — временный. Государственность — нет. <...>. Мы, абхазы, должны оставаться хозяевами на своей земле — в своей истории, в своих документах и в своем политическом выборе», — говорится в заявлении.

Депутат VI созыва парламента Илья Гуния заявил, что реакция российской стороны лишь подтверждает обоснованность вопросов, поднятых в парламенте:

«Позиция обиженного ребенка в данном вопросе недопустима, как и подобное негосударственное отношение со стороны руководства страны и лиц, называющих себя политиками. Считаю, что всем необходимо успокоиться и вернуться в правовое поле российско-абхазских отношений», — говорится в распространенном оппозиционным телеграм-каналом «АИАШАРА» заявлении.

Читайте также «Аннексия по согласию»

Ветеранская организация «Аруаа» пошла дальше, возложив ответственность за юридическую неурегулированность процесса на конкретную политическую фигуру — министра внутренних дел Абхазии Роберта Киута, и потребовала его отставки. В организации при этом подчеркнули, что не выступают против выдачи российских паспортов при строгом соблюдении законодательства Абхазии.

«За знание законов дают срок»

Кульминацией кризиса стал арест в Ростове-на-Дону Ираклия Бжинава — кандидата юридических наук, заведующего кафедрой юридического факультета и главы местной абхазской диаспоры. По распространенной информации, Бжинава был заключен под стражу до 4 апреля по обвинению в публичных призывах к деятельности против безопасности Российской Федерации (п. «в» ч. 2 ст. 280.4 УК РФ), что предусматривает от 3 до 6 лет лишения свободы.

Ираклий Бжинава

Бжинава известен публичными выступлениями и публикациями, в которых давал правовую оценку состояния российско-абхазских отношений. Он неоднократно критиковал конкретные решения, которые, по его мнению, выходили за рамки союзнических и межгосударственных отношений.

За два дня до задержания Бжинава опубликовал на своей странице в Facebook комментарий о закрытом парламентском заседании в Абхазии, затронув вопрос выдачи российских паспортов на территории республики. В частности, он писал:

«Также хочу коснуться выдачи внутренних российских паспортов в Абхазии и принесения присяги на верность Российской Федерации гражданами независимого государства — Республики Абхазия, причем на своей же территории. Это нормально вообще?? Мы независимое государство, и это категорически недопустимо!».

Формально следствие связывает уголовное дело с более ранним видеовыступлением Бжинава о соглашении между Москвой и Сухуми о передаче Пицундской дачи в собственность РФ. По версии обвинения, как передает телеграм-канал «Окно», у Бжинава возник преступный умысел на совершение публичных призывов к осуществлению деятельности, направленной против безопасности РФ и он осуществил видеозапись своего выступления:

«Далее продолжив реализацию преступного умысла, придерживаясь антироссийских взглядов разместил на канале «Абхазский портал» видеозапись своего выступления».

Официальных комментариев со стороны России пока не последовало. Не установлено, послужила ли поводом для задержания именно эта публикация или его последний пост в Facebook. Тем не менее арест общественного деятеля, занимавшегося правовой оценкой значимых для Абхазии вопросов, вызвал широкое недовольство.

Читайте также «Хваленая команда президента и здесь не согласна с Бадрой Гунба»

Общественные организации «Апсуаа рымч» и «Аидгылара» потребовали от президента Абхазии Бадры Гунба публично отреагировать на задержание, обратиться к руководству Москвы за разъяснением правовых оснований ареста и обеспечить Бжинава консульской и правовой защитой.

В заявлениях подчеркивается, что выражение позиции в защиту независимости и суверенитета Абхазии «не является преступлением, а проявлением гражданской ответственности».

«Рассматриваем задержание Бжинава Ираклия Валерьевича как звено в цепи попыток преследования истинных патриотов своей страны и навязывания чуждой нам идеологии. Рекомендуем президенту Республики Абхазия Гунба Бадре Зурабовичу использовать весь имеющийся у него ресурс и приступить к реальному отстаиванию интересов граждан Республики Абхазия, как на территории республики, так и за ее пределами, как того от него требует Конституция Республики Абхазия», — говорится в заявлении «Аидгылара».

МИД Абхазии заявил, что следит за ситуацией и оказывает Бжинава и его семье консульскую и правовую поддержку. В ведомстве заверили, что будут добиваться получения полной и достоверной информации о деле в рамках двусторонних правовых механизмов.

В соцсетях Бжинава поддержали сотни пользователей, включая Героя Абхазии, экс-министра внутренних дел Аслана Кобахия, который предостерег некоторых, что «за прекрасное знание юриспруденции Российской Федерации и Абхазии можно получить срок от 3 до 6 лет».

«Ответ один: нельзя отстаивать интересы Абхазии, живя в России, можешь загреметь в тюрьму. Я считаю, что начиная от статьи Семена Пегова до ареста Ираклия Бжинава это организованная акция против Абхазии, к тому же ещё и спор в Парламенте по паспартам вылез», — написал Кобахия в Facebook.

Аслан Кобахия

Кобахия и другие представители общественности Абхазии рассматривают арест Бжинава как часть более широкой тенденции давления на абхазских общественных деятелей, которые открыто высказываются по чувствительным вопросам российско-абхазских отношений.

Теперь в Сухуми вновь обсуждают вопрос, который выходит далеко за рамки паспортов и одного уголовного дела: можно ли открыто говорить о суверенитете Абхазии в союзнических отношениях с Россией — и какой ценой?

Подписывайтесь на нас в соцсетях